Краткое пояснение важных аспектов подношения пиршества ганачакры(1)
(1) Оригинал статьи на английском ссылка
(2) Целе Нацок Рангдрол (тиб. rtse le sna tshogs rang grol) (1608-?) – выдающийся мастер кагью и ньингма, также известный как Целе Гоцангпа. Был учеником тертона Ригдзина Джецона Ньингпо (тиб. 'ja' tshon snying po) (1585-1656). Считается непосредственным перерождением Цунгме Тендзина Дордже (тиб. mtshungs med bstan ‘dzin rdo rje) (1535-1605?), восстановившего монастырь Тхангдрок в Кангпо, и мастера Гоцангпы (тиб. rgod tshang pa mgon po rdo rje) (1189-1258), махасиддхи Друкпа Кагью. (Здесь и далее примечания переводчика).
(3) Путь к просветлению — один из трёх аспектов основы, пути и плода. Суть пути заключается в собрании заслуги и мудрости и очищении омрачений.
(4) Пиршество (санскр. gaṇacakra, тиб. tshogs) – торжественное собрание, пир.
(5) В контексте подношения пиршества говорится о совершенстве четырёх собраний: (1) практикующих, (2) веществ подношений, (3) божеств, (4) заслуги и мудрости.
(6) Традиционное космологическое описание вселенной, согласно которому центр вселенной — Гора Меру возвышается на золотой основе в окружении семи озёр наслаждения, четырёх континентов и субконтинентов.
(7) Гуру, божества-йидамы и дакини мудрости являются драгоценными гостями, которым подносится пиршество. Поэтому их следует представлять в пространстве вверху перед собой.
(8) Из сердца исходят слоги РАМ, ЯМ и КХАМ: из слога РАМ возникает огонь, обжигающий вещества подношения; из слога ЯМ — ветер, который их овевает; из слога КХАМ — вода, которая их омывает. Благодаря этому они очищаются в пустоте абсолютного пространства великой изначальной чистоты, дхармадхату за пределами всех концепций (из наставлений Додрубчена Джигме Тенпе Ньимы по практике подношения санга ссылка).
(9) Из сердца исходят белые слоги ОМ — сущность просветлённого ума всех будд, красные слоги А — сущность их просветлённой речи, и темно-синие слоги ХУМ — сущность их просветлённого ума. Они освящают вещества подношения, которая по своей сути является пустотой и совершенным нектаром, освобождающим, когда его вкушают, и превращают их в желаемые подношения для разных гостей (из наставлений Додрубчена Джигме Тенпе Ньимы по практике подношения санга ссылка).
(10) Имеются ввиду обычные дакини, исполняющие функцию защитниц учения, в отличие от дакинь мудрости, которые являются одним из Трёх Корней Прибежища Ваджраяны и драгоценными гостями, которым подносится пиршество (см. прим. 12).
(11) Защитникам Дхармы (дхармапалам) было приказано помогать тем, кто практикует Дхарму. При этом им было обещано, что если они будут так поступать, то всегда будут получать остатки подношения пиршества. Каждый раз, когда мы отдаём им остатки пиршества, мы возобновляем этот приказ и даруем обещанное за то, что они поступают в согласии с Дхармой.
(12) Имеются ввиду четыре уровня гостей пиршества: (1) Драгоценные гости — будды дхармакаи, самбхогакаи и нирманакаи, Дхарма и Сангха, все гуру, йидамы и дакини мудрости возникают, как созвездия, в пространстве перед нами; (2) Защитники Дхармы (дхармапалы) — 8 великих богов, 8 великих нагов, 8 великих раху, 4 великие царя, 9 «великих ужасающих», десять защитников направлений, 28 владык созвездий и 75 охранителей чистых земель вместе с окружением, помощниками и семьями, благими силами, местными божествами и охранителями местности возникают, как тучи в небе; (3) 6 классов существ — боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и адские существа возникают, как туман в воздухе; (4) Вредящие силы — кармические должники, такие как 80 тыс. вредоносных сил во главе с Винаякой, правителем создающих препятствия, 15 злонамеренных духов и т.д. собраны на земле, как огромная толпа (из наставлений Додрубчена Джигме Тенпе Ньимы по практике подношения санга ссылка).
(13) Категории, на которые делятся 24 святых места: места (санскр. piṭha), высшие места (санскр. upapiṭha), поля (санскр. kṣetra), высшие поля (санскр. upakṣetra) и т.д..
(14) «Лучезарная ваджра» (тиб. rdo rje ‘od ldan) — название одного из классов даков и дакинь, пребывающих внутри тела.
(15) Канал практики (тиб. rtsa sgom pa) — название одного из главных каналов в теле.
(16) Самадхи йоги стадии зарождения (тиб. bskyed rim) и завершения (тиб. rdzogs rim).
(17) Тантра естественно возникшего совершенства (тиб. rdzogs pa rang byung gi rgyud) является одной из 18 тантр класса сущностных наставлений (тиб. man ngag sde) учений Великого Совершенства (Дзогчен).
Оригинал статьи на английском