После смерти родителей Пхагмодрупа был отдан на попечение дяди по отцовской линии, монаха, который также работал за пределами своего небольшого монастыря Чакхьи Лхакханг (bya khyi lha khang) в качестве домашнего священника (mchod gnas). Этот дядя спонсировал его послушничество, а он, в свою очередь, помогал ему со многими делами, например, иллюстрируя рукописи. У него был природный талант к искусству и каллиграфии и поэтому он без труда освоил чтение и письмо. Затем он стал вести записи настоятеля монастыря, Кхенпо Цултрима (mkhan po tshul khrims), для которого он также написал один том Праджняпарамиты серебряными буквами.
Когда Пхагмодрупе было около двадцати лет, он отправился в очень долгое путешествие в центральные районы Тибета, взяв несколько кусков бирюзы, чтобы обеспечивать себя в пути. В 25 лет в Центральном Тибете, после принятия полных монашеских обетов и нескольких лет обучения в различных местах (сначала преимущественно у учителей Кадампы, а затем у учителей практически всех существовавших тогда тантрических направлений) он нашел учителя, которому посвятил около двенадцати лет своей жизни. Это был один из самых известных ранних тантрических мастеров школы Сакья, Сачен Кунга Ньингпо (sa chen kun dga' snying po, 1092-1158). Во время пребывания у Сачена он в основном изучал и практиковал Ламдре (lam 'bras). Он составил сборник учений Ламдре, который до сих пор сохранился, под названием Педзодма (dpe mdzod ma).
Затем он провел два года у Гампопы Сонама Ринчена (sgam po pa bsod nam rin chen, 1070-1153), ближайшего ученика Миларепы. В первый раз, когда он отправился к нему в резиденцию Даглха Гампо (dwags lha sgam po) вместе с Чжаном Юдракпой Цондру Дракпой (zhang g.yu brag pa brtson 'grus grags pa, 1123-1193), Гампопа был нездоров и не принимал гостей. Пхагмодрупа потратил четыре дня на переноску земли и камня для строительства чортена (ступа). В результате он смог получить учения, и, как говорят, под руководством Гампопы он достиг полной реализации Махамудры. Годы его беспокойных поисков духовного руководства завершились. Некоторые из диалогов Пхагмодрупа с Гампопой о медитации можно прочитать и сегодня.
Один отшельник в местности к востоку от города Цетанг (rtses thang), в месте под названием Пхагмодру (phag mo gru), что означает «Пересекающий посевы», отдал ему свою хижину для медитации. Это было место с очень красивой природой, где росло много можжевеловых деревьев. Постепенно туда пришли другие медитаторы и построили свои собственные хижины, которые стали первоначальным ядром монастыря Денсатил (gdan sa thil). Он стал «материнским» монастырем для сотен других монастырей, и в те ранние времена его часто называли просто Денса, "штаб-квартира".
Позже, во времена правления в Тибете династии Пхагмодру (1350-1481 гг. н.э.), здесь были построены великолепные ступы, служившие королевскими гробницами. Место, где когда-то стояла простая хижина Пхагмодрупы, сделанная из травы с ивовым каркасом сохранялась вплоть до середины двадцатого века. До сих пор это место считается самым святым в монастыре. Говорят, что когда Пхагмодрупа учил там, монахи устилали своими шапками, одеждой и шарфами "ката" весь его путь от хижины до трона. Монахи приходили к нему из самых удалённых мест, так как слава о его учениях распространялась широко и говорилось, что за редким исключением, все, кто посещал учения Пхагмодрупы, получали очень мощный медитативный опыт.
Краткий фрагмент учений Пхагмодрупы с акцентом на медитацию. Выдержка из «Драгоценной лестницы» (rin chen them skas):
Люди, полагающиеся на [разные типы] философии,
используя свой интеллект, возможно и достигли уверенности в разнообразных взглядах,
но поскольку они не поняли и не осознали их через практику медитации,
их взгляды лишены реализации.
Не только в течение трёх бесконечных эонов,
но даже и в течение миллиона они могут следовать своим методам.
И всё же, масла из шелухи не выжать.
Они могут пахать и мотыжить мерзлую землю,
но к весне результата не будет.
Те, кто хочет идти на восток,
тратят [время], отправляясь на запад.
Люди, страдающие от изнуряющего зноя
желают тени, но, несомненно, если они будут снова и снова греться у костра,
они продолжат страдать от жары.
Пхагмодрупа считал себя слугой всех живых существ, и все пожертвования, которые он получал, шли на благо всей монашеской общины. Он ел ту же пищу, что и остальные. Он очень строго следил за соблюдением правил винаи и требовал того же от своей общины. Он не считал никакую работу слишком низкой и был известен тем, что носил воду и собирал пепел. Вместе с другими монахами он ходил просить милостыню — практика, хорошо известная в странах буддизма Тхеравады, но отсутствующая в Тибете. Во время убывающей фазы луны он имел привычку уединяться, а во время растущей фазы давал учения ежедневно после полудня. Многие из этих учений, называемых цогчо (тшогс чос), были записаны и представляют собой увлекательное чтение.
Когда Пхагмодрупа умер в 1170 году, это событие, как говорят, сопровождалось рядом чудесных знаков. На его похоронах присутствовало около 1600 монахов. Его многочисленные последователи из числа мирян и монахов решили построить ступу для хранения его останков. Большую часть работы над ним выполнила команда неварских ремесленников во главе с Манибхадрой. Помимо портретов махасиддхов, в ступе было 2 170 изображений различных форм Будды.
Линию Пхагмодругпы обычно называют Пхагдру Кагью (phag gru bka 'brgyud), но также этот термин используется для названия всех линий, которые произошли от его учеников.
Самыми важными и наиболее известными из этих линий или школ были:
Друкпа Кагью идёт от его ученика Лингрепы Пема Дордже (gling ras pa pad + ma rdo rje, 1128-1188);
Дрикунг Кагью происходит от Джигтена Гонпо Ринчен Пела ('jig rten mgon po rin chen dpal, 1143-1217);
Таклунг Кагью происходит из Таклунгтангпа Таши Пела (stag lung thang pa bkra shis dpal, 1142-1209/1210).
Другие пять учеников, которым приписывают создание отдельных традиций традиций Кагью (или за то, что они являются учителями-основателями):
- Марпа Шераб Йеше (сsmar pa shes rab ye shes, 1135-1203), основатель Мартсанг Кагью;
- Гиргом Цултрим Сенге (gyer sgom tshul khrims seng + ge, 1144-1204), основатель Шуксеб Кагью;
- Гьельца Ринчен Гон (rgyal tsha rin chen mgon, 1118-1195), основатель монастыря Тропу, резиденция Тропу Кагью, инициированная его учеником Тропу Лоцавой Джампа Пелом (khro phu lo tsa ba byams pa dpal, c.1172-1225). / 1236);
- Ябзанг Чодже Чокьи Монлам (g.ya' bzang chos rje chos kyi smon lam, 1169-1223), основатель Ямзанг Кагью;
- Йелпа Йеше Цек (yel pa ye shes brtsegs, 1134-1194), основатель Йелпа Кагью.
Источник: treasuryoflives.org. Перевод на русский «Дом Бодхичитты Гарчена»