История жизни Кьобпы Джигтена Сумгона

Из книги Кхенчена Кончога Гьялцена Ринпоче «Молитвенные флаги: Жизнь и духовные учения Владыки Джигтена Сумгона», посвящённой основателю Линии Дрикунг Кагью

Владыка Джигтен Сумгон
У славного Пхагмо Друпы было пятьсот учеников, державших белый зонт, но, как он многократно говорил, его преемником будет упасака, достигший десятого уровня бодхисаттвы. Вот история этого преемника — несравненного великого Владыки Дрикунг Джигтена Сумгона Ратна Шри.

Бесчисленное количество кальп назад, Джигтен Сумгон родился как Чакравартин Цибкьи Мукхью. Он стал отцом тысячи принцев, но отрёкся от царства и, достигнув просветления, стал называться Тахтагата Лурик Дрёнма. Хотя он уже и достиг просветления, он позже явил себя как бодхисаттва Кюнсар Вангкур Гьялпо. Во времена Будды Кашьяпы, он был горшечником Гакьонгом. Во времена Будды Шакьямуни, он проявился как безупречный Личчави, который был неотделим от самого Будды. Позднее он родился как Ачарья Нагарджуна. Посредством этих перерождений он принёс огромную пользу учениям Будды и бесчисленным существам. Далее, чтобы могла процветать сущность учений Будды, он родился в Тибете в благородной семье клана Кьюра. Его отцом был Налджорпа Дордже, великий практик Ямантаки, а матерью Ракьиса Цунма. Множество удивительных знаков сопровождали его рождение. Он получил учения Ямантаки от своего отца, и уже в возрасте четырёх лет мог писать и читать. Со своим дядей, аббатом Дхармы, великим Радренг Гомченом, почитаемым Кхорва Лунгкхьером и другими, он изучил множество сутр и тантр. В это время его звали Цунпа Кьяб, а позднее Дордже Пал.

Приход Джигтена Сумгона был предсказан во многих сутрах и тантрах. Например, в сутре Йеше Йонгду Гьепа сказано: «В северных снежных горах появится существо по имени Ратна Шри. Он принесёт пользу моим учениям и станет знаменит во всех трёх мирах». В сутре Гонгду сказано: «В местности называемой Дри, источнике Дхармы, в год Свиньи появится Ратна Шри. Он соберёт вокруг себя сотню тысяч полностью посвящённых монахов. После этого он отправится в Будда-поле Нгонга. Там его будут звать Безупречный Белый Сугата и у него будет огромная свита». В Гьялпо Кайтханг говорится: «На северо-востоке от славного Самье, в местности называемой Дрикунг, источнике Дхармы, Царь Трисонг Децен переродится в год Свиньи как Сугата Ратна Шри. Он соберёт вокруг себя сотню тысяч бодхисаттв. Он отправится в Будда-поле Нгонга и будет называться там Безупречный Белый Сугата. В этом Будда-поле он станет совершенным царём.» Такими ясными были пророчества о нём.

Когда Джигтен Сумгон был ещё юн, его отец умер, благосостояние семьи уменьшилось, и он поддерживал её чтением текстов. Однажды ему подарили козла. Когда Джигтен Сумгон вёл его домой, козёл, пытаясь порвать верёвку, протащил его на некоторое расстояние, и отпечатки стоп Джигтена Сумгона остались в скале и поныне. Когда ему было восемь, у него было видение Ямантаки, а когда Джигтен Сумгон медитировал в Циб Лунгмоче, он увидел все явления самсары и нирваны как лишённые реальности, подобные отражениям в зеркале. Даже в Кхаме он был известен как йогин. Джигтен Сумгон добился успеха в практиках Ясного Света и Махамудры, и во время сна он бывал в Будда-поле Аракта Падма. От великого Радренг Гомчена он получил все учения традиции Кхадампа, от Ламы Лхопа Дордже Ньингпо он получил учения Гухьясамаджи и другие. Однажды, когда в Кхаме случился голод, Джигтен Сумгон взял поднесённую ему пищу, и раздал тем, кто голодал, спася таким образом множество жизней.

Многие важные люди начали приходить к Джигтену Сумгону за учениями. Один из них, Гонда Пандита из центрального Тибета, рассказал ему о Пхагмо Другпе. Только лишь от слышания имени Пхагмо Друпы, ум Джигтена Сумгона заволновался как дерево кенгшу под порывами ветра. С огромными трудностями он отправился из Кхама в центральный Тибет. Радуги окружали его на всём пути, а Защитник Дордже Легпа, приняв формы кролика и ребёнка, таким образом служил ему, удовлетворяя все его нужды. Придя к опасному скалистому проходу Кьере, Джигтен Сумгон обнаружил самовозникшую шестислоговую мантру, которая преобразилась в лицо Пхагмо Друпы.

Джигтен Сумгон находился в пути и днём и ночью. Однажды он встретил женщину и мужчину, которые сказали: «Мы пришли из Пхагмо Дру.» Видя их как эманации гуру, Джигтен Сумгон совершил простирание. Придя в монастырь Пхагдру в полночь, он был приглашён внутрь неким кхампой. Когда Джигтен Сумгон встретил Пхагмо Друпу, тот сказал: — «Сейчас все мои ученики здесь». Джигтен Сумгон поднёс учителю шёлк, одежду и своего коня, но Пхагмо Друпа отказался от коня, объяснив, что не принимает животных в качестве подношений. Джигтен Сумгон также поднёс котомку с едой, которую Пхагмо Другпа использовал для подношений Чакрасамваре. Затем Пхагмо Друпа дал Джигтену Сумгону двухчастный обет Бодхисаттвы и имя Бодхисаттва Ратна Шри, а также все учения сутр и тантр, подобно тому, как один сосуд наполняет другой.

В то время в Пхаг Дру жила женщина, которая была эманацией Ваджрайогини. Пхагмо Друпа предложил Таклунг Тхангпе пожить с ней, но тот отказался, не желая оставлять своих монашеских обетов. Из-за этого женщина умерла. Тогда другой ученик, Лингдже Репа, сделал чашу из черепа этой женщины. Из-за этого он опоздал на собрание, и ко времени его прибытия подношения пищи были уже распределены. Взяв чашу из черепа, он обошёл монахов, получая подношения пищи от каждого из них. Монахи давали ему понемногу, а Пхагмо Друпа дал большую порцию, полностью заполнившую собой чашу. Но Джигтен Сумгон дал даже больше, так что горка пищи покрыла чашу из черепа как зонтик. Лингдже Репа тогда снова обошёл собрание, и в это время спонтанно сочинил и спел песню восхваления в двадцати строфах. В конце он остановился перед Джигтеном Сумгоном, поднося ему пищу и песню. Начиная с этого момента, Джигтен Сумгон был признан главным учеником Пхагмо Друпы. Однажды Пхагмо Друпа захотел увидеть, появятся ли какие-нибудь особые знаки в отношении его трёх ближайших учеников, и дал каждому один фут красной материи, из которой надо было сделать медитационную шапку. Таклунг Тхангпа использовал только то, что ему дали. Лингдже Репа добавил кусочек хлопковой материи спереди своей шапки, а Джигтен Сумгон добавил к своему второй фут материи, что сделало его шапку гораздо больше. Это посчитали очень хорошим предзнаменованием. В другой раз, Пхагмо Друпа позвал Джигтена Сумгона с Таклунг Тхангпой и сказал: «Я думаю, что сегодня река Цангпо вышла из берегов. Пожалуйста пойдите и проверьте.» Оба ученика возвратились увидев, что река течет в своём обычном русле, но Джигтен Сумгон, думая что просьба гуру имела некий смысл, ответил ему: «Река вышла из берегов, и центральный Тибет и Кхам ныне полностью затоплены». Это предрекло процветание активностей Джигтена Сумгона, и он стал знаменит как Мастер Взаимозависимого Возникновения.

В это время, в соответствии с предсказаниями, сделанными Пхагмо Друпой, Джигтен Сумгон всё ещё имел только лишь обеты упасаки. Однажды, Пхагмо Друпа попросил его остаться после собрания и научил его семичастной позе Вайрочаны. Дотронувшись до его головы, горла, и сердечного центра, Пхагмо Друпа произнёс три раза «ОМ А ХУМ» и сказал: «Ты станешь великим медитатором, и я рад этому». Джигтен Сумгон служил Пхагмо Друпе два года и шесть месяцев. За это время он получил от гуру все учения и Пхагмо Друпа сказал, что тот станет его преемником. Во время паринирваны Пхагмо Друпы, сияющий пятиконечный ваджра появился из его сердечного центра и растворился в сердечном центре Джигтена Сумгона, что видели также и все другие ученики. Джигтен Сумгон отдал всё своё состояние в пользу монастыря и для построения огромной мемориальной ступы для своего гуру.

После этого у Джигтена Сумгона было много других учителей. От Дакпо Гомцула он получил Четыре Йоги Махамудры. Одна женщина пообещала обеспечить его провизией на 3 года, и Джигтен Сумгон, желая практиковать полученные наставления, уединился для медитации в пещере Эчунг. За эти три года он обрёл грубое понимание внешнего, внутреннего и тайного аспектов взаимозависимого возникновения. Он понял, что причиной блуждания в сансаре является то, что прана с трудом входит в канал авадхути, и таким образом, практикуя с праной, Джигтен Сумгон лицом к лицу встречался со многими Буддами и Бодхисаттвами, и видел как его ум очищает Шесть Сфер. Далее он отправился в паломничество в Пхагмо Дру и другие святые места.

Вернувшись в пещеру Эчунг, он медитировал, концентрируя свой ум. Также как мары являлись Будде в виде препятствия во время его просветления, а Церинг Ченга и другие пытались мешать Миларепе, карма Джигтена Сумгона созрела в такой форме, что он заболел проказой. Опечалившись, он думал: «Теперь я должен буду умереть в этом уединённом месте и перенести своё сознание.» Он стал совершать простирания перед изображением Авалокитешвары, которое многократно благословлял Пхагмо Друпа. Во время первого простирания он думал: «Я самый наихудший из всех существ». Во время второго он думал: «Я получил все учения от своего гуру, включая наставления по бардо и перенос сознания, и поэтому мне не стоит бояться смерти». Тогда Джигтен Сумгон вспомнил, что другие существа не имеют этих учений, и в нём возникло сильное сострадание. Он стал медитировать в этом состоянии ума, болезнь покинула его, как облака рассеиваются под действием солнца, и в этот момент Джигтен Сумгон достиг состояния Будды. Он практиковал в пещере Эчунг семь лет.

Вскоре после этого, у него было видение Семи Тар. Поскольку он полностью понимал взаимозависимое возникновение и постиг единство дисциплины (шила) и Махамудры, он принял полные монашеские обеты. Начиная с этого момента Джигтен Сумгон перестал есть мясо. Поскольку Пхагмо Друпа уже назвал Джигтена Сумгона своим преемником, глава монахов монастыря его гуру попросил его вернуться. Став настоятелем монастыря, Джигтен Сумгон настаивал на строгом соблюдении монашеской дисциплины. Однажды какие-то монахи начали говорить: — «Мы племянники Миларепы, и нам должно быть разрешено пить чанг». С этими словами они напились. Когда Джигтен Сумгон наказал их, они ответили: —"Ты сам должен придерживаться обетов не вредить другим". Тогда Джигтену Сумгону в видении явился Пхагмо Друпа, который сказал: —"Оставь это старое шёлковое сиденье и отправляйся на север. Там ты принесёшь пользу многим живым существам«.

Джигтен Сумгон отправился на север, и по пути, на Ньенчен Тханглха, его приветствовал Защитник этого места. В Намра, царь демонов вместе со свитой приняли от него обеты упасаки, и Джигтен Сумгон оставил для них один из своих отпечатков стопы в качестве объекта почитания. Он давал инструкции по медитации грифам, летающим над его головой, и они практиковали в соответствии с этими наставлениями. Однажды, по слову Джигтена Сумгона, к нему вернулась убегавшая от него лошадь. Он также послал свою эманацию, дабы прекратить войну в Бодхгайе, начатую людьми племени Дурука.

Однажды в Даме Джигтен Сумгон дал учения и получил многочисленные подношения. В конце дня, который показался всем очень долгим, он сказал собравшимся: «Сейчас расходитесь по домам», и сразу же наступил рассвет следующего дня. Дело в том, что для того чтобы закончить свою лекцию, Джигтен Сумгон остановил солнце. В горах Намра, Брахма — царь богов, попросил обширных и глубоких наставлений. На обратном пути в Дрикунг, Джиктена Сумгона приняло великое божество Барлха. Дети из Джентханга соорудили для Джигтена Сумгона трон, сидя на котором он давал учения людям этого города. Даже не обладающая умом вода, слушала его наставления и издавала звук «Нагарджуна». Потом он возвратился в Дрикунг Тил. В возрасте тридцати семи лет Джигтен Сумгон основал Дрикунг Джангчуб Линг — самый большой монастырь и главную резиденцию Дрикунг Кагью в Тибете, и назначил Пён Гомпа Дордже Сенге управлять возведением монастыря. Там собралось множество монахов, наслаждаясь дождём глубочайшей Дхармы.
В Тибете есть девять великих Защитников Дхармы. Из них Барлха, Согра, Чупхен, Луванг, Тердром Менмо и Намгьял Карпо поклонялись Джигтену Сумгону, приняли у него обеты упасаки и пообещали защищать учения и практикующих линии Дрикунг Кагью. Однажды в Дрикунге наступила засуха, и чтобы облегчить ситуацию, Джигтен Сумгон дал 108 кусков бирюзы своему слуге Ринчен Драку, приказав зарыть их в разных местах. Ринчен Драк зарыл почти все, но один кусок оставил для себя, спрятав его в своих одеждах. Зарытая бирюза превратилась в источники воды, а та, что он спрятал, превратилась в лягушку. Испугавшись, Ринчен Драк выбросил её, и пока она падала, он ослеп на один глаз. Там где упала лягушка, появился источник, называемый Чумик Шара. Многие из этих источников иссушил огонь, когда Дрикунг Тил был разрушен в середине четырнадцатого столетия, но некоторые сохранились и по сей день.

В новолуние и полнолуние каждого месяца, Джигтен Сумгон и его монахи совершали церемонию очищения, называемую Соджонг. Однажды, когда некоторые монахи опоздали, и Джигтен Сумгон решил прервать практику, сам Брахма попросил его поддерживать эту традицию, и он согласился. Джигтен Сумгон продолжал заботиться о Денса Тил — своём старом монастыре. Также он посещал Дакла Гампо — монастырь Гампопы. Один раз внутри монастыря из изображения Гампопы к Джигтену Сумгону устремились лучи света, и когда они растворились в нём, Джигтен Сумгон обрёл обычные и особые сиддхи Драгоценности Пространства. Однажды к нему пришли дакини местности Цари, принеся Дакпар Шри — собрание 2800 йидамов на сети из конских волос, и подарили это Джигтену Сумгону. В память Пхагмо Друпы он возвёл ступу со многими дверями и внутрь её поместил 2800 йидамов, сделав дверь для каждого из них. С этого времени и пошла традиция строить ступы таким образом. В своих видениях Джигтен Сумгон встречался с Анандой и обсуждал с ним Дхарму. Однажды Лама Шанг сказал: «В этом году дакини из Уддияны придут приглашать меня и великого Дрикунгпу к себе. Он является Мастером Взаимозависимого Происхождения, и поэтому не должен идти туда, а мне придётся отправиться». Вскоре после этого дакини пришли за ним и он умер, но когда они явились приглашать Джигтена Сумгона, он отказался, и дакини изменили свои молитвы с призыва [отправиться с ними] на пожелание Гуру долголетия. Далее даки и дакини совершили ему подношения и пообещали заботиться о его учениках.

У Джигтена Сумгона было множество важных учеников, среди них в философии были сильны двое Ченнга, Великий Кхенпо Гурава, Ньё Гьялва Лханапгпа, Гар Чёдинг, Палчен Чёйе, Друбтоб Ньяске, двое Цанг-цанг, Дакпо Дулдзин и другие. Держателями винайи были Тхакма Дулдзин, Дакпо Дулдзин и другие. Геше Кадампы были Кьё Дордже Ньингпо и другие. Переводчиками были Нуп, Пхакпа и другие. Тантриков возглавляли Тре, Нгок и другие. Йогинов возглавляли Дудси, Белпо и другие. Всегда, когда Джигтен Сумгон давал учения Дхармы, появлялись радуги, и божества сыпали с неба цветы. Мачен Помра и другие Защитника слушали его учения, а цари Тибета, Индии и Китая были ему глубоко преданы. В то время у Джигтена Сумгона было 55525 последователей. Для того чтобы прокормить этот океан учеников, покровителями монастыря стали Матро, Царь Нагов и источник всего богатства Джамбудвипы.

Возле Дрикунг Тила была скала, называемая Львиное Плечо, в которой Джигтен Сумгон увидел мандалу Чакрасамвары. Он основал там монастырь, и для принесения пользы существам посредством распространения учений, Джигтен Сумгон построил другую ступу со многими дверьми, используя для этого специальные методы. Тогда же он отремонтировал и монастырь Самъе. Мандала Пяти Божеств Чакрасамвары являлась главной практикой Джигтена Сумгона, и временами он проявлялся в форме этого йидама для усмирения наиболее проблематичных учеников. Когда в Миньяке в восточном Тибете началась война, Джигтен Сумгон защитил тамошний народ своей удивительной силой. Число его учеников увеличилось до 70000. Многие из самых способных достигли просветления за одну жизнь, менее способные достигли различных ступеней реализации (Бхуми), а все остальные поняли, по крайней мере, природу ума. В одном из предсказаний о Джигтене Сумгоне говорится: «Соберутся сто тысяч воплощённых (тулку) — великих существ.»

Здесь «тулку» означает, что они являются монахами и придерживаются совершенной дисциплины, а «великие существа» — что все они являются бодхисаттвами. В других жизнеописаниях говорится, что за одно мгновение Джигтен Сумгон может побывать в Будда-полях, увидеть Будд, таких как Амитабха или Акшобхья, и получить от них учения. Сам Джигтен Сумгон говорил, что тот, кто побывал в Лайеле в Дрикунге, будут освобождены от рождений в низших мирах, а кто обращался к нему с молитвой, будучи далеко или близко, будут благословлены, и их медитация станет более стабильной. Он также говорил, что все существа, живущие в горах Дрикунга, даже муравьи, не родятся больше в низших мирах. Из сущности учений сутр и тантр, Джигтен Сумгон выбрал наставления, записанные его учеником Ченнга Шерабом Джунгне (Ченнга Дрикунг Лингпа) в виде текста «Гонг Чик», в котором содержится 150 пунктов и сорок дополнений.

Однажды царь нагов по имени Мелтро Зичен посетил Дрикунг для получения учений. Джигтен Сумгон послал своим ученикам письмо с просьбой переждать это время в отшельничестве, дабы те из них, кто обладают магическими способностями, не нанесли вреда нагу, а тем, у кого таких способностей нет, самим бы не был причинён вред. Это послание получили все, кроме Махасиддха Гар Домпы, который медитировал в глубине своей пещеры. Когда нага прибыл, он издал громовой звук, который слышали все, включая и Гар Домпу. Гар Домпа вышел из пещер, чтобы посмотреть что происходит, и увидел ужасающую тёмно-синюю змею, чья длинна была такова, что можно было бы окружить монастырь три раза, и чья голова смотрела в окно во дворце. Не разобравшись, Гар Домпа подумал, что нага приползла, чтобы нанести вред его гуру, и поэтому превратившись в гигантскую гаруду, прогнал нагу прочь. В Ролпа Транге есть гладкий, ясный отпечаток, оставленный гарудой, когда она села на скалу. Около реки Кьюнг-Нгар Гел есть следы оставленные и нагой и гарудой.

Цейлонский архат, последователь Будды, услышав, что Махапандита Шакья Шри Бхадра отправляется в Тибет, дал брату Махапандиты белый лотос, попросив его передать это Махапандите, дабы он, в свою очередь, отдал бы его Нагарджуне в Тибете. Когда Шакья Шри Бхадра прибыл в Тибет, он многих посвятил в монахи, но не знал где искать Нагарджуну. Принимая в монахи, он также выдавал монашеские одежды, и однажды обычный ученик Джиктена Сумгона получив от него монашеский сан, попросил рясу, но ему сказали, что одежд больше не осталось. Однако он настаивал. Один из слуг Шакья Шри Бхадры вытолкнул его прочь, он упал, и кровь пошла у него из носа. До того как это произошло, Шакья Шри Бхадра каждый день во время повторения семичастной молитвы видел Тару, но в течении шести дней следующих за этим случаем, он её не видел. Когда же на седьмой день она появилась, она сидела к Шакья Шри Бхадре спиной. «Что я сделал не так?» — спросил он её. «Твой слуга избил ученика Нагарджуны», — ответила она — «и разбил ему нос до крови». Когда он спросил как можно очистить этот проступок, Тара ответила «Сделай столько монашеских одежд сколько тебе лет, и поднеси их полностью посвящённым монахам, у которых их нет». Шакья Шри Бхадра разыскал прогнанного монаха. Узнав имя его учителя, он понял, что Джигтен Сумгон является воплощением Нагарджуны. Шакья Шри Бхадра послал одного из своих слуг поднести Джигтену Сумгону белый лотос. В ответ, Джигтен Сумгон послал множество подношений от себя лично, и попросил Шакья Шри Бхадру посетить Дрикунг, но Махапандита приехать не смог, хотя ответил многими стихами восхваления. Уверившись, что Нагарджуна, для искоренения ошибочных взглядов переродился как Джигтен Сумгон и учил в Тибете, Шакья Шри Пандита не видел более необходимости встречаться с ним лично.

В те времена Тибет посещали многие менее знаменитые пандиты. Один из них, которого звали Би Бхути Чандра, сказал: «Давайте иметь дело с Кхадампами. Последователь Махамудры учит ерунде». Шакья Шри Бхадра ответил: «Не говори так,» — и пересказал ему вышеизложенную историю. «Поскольку Джигтен Сумгон является великим учителем, ты должен извиниться перед ним за то, что говорил такие вещи» — продолжал он. Тогда Би Бхути Чандра отправился в Дрикунг, попросил извинений, и создал изображение Чакрасамвары на горе Синпори. Однажды великий учёный по имени Дру Кьямо, пришёл в Дрикунг из Сакьи, чтобы вступить в дебат с Джигтеном Сумгоном. Когда он увидел лик гуру, то увидел в нём самого Будду, а двух его главных учеников — Ченнга Шераба Джунгне и Ченнга Дракпа Джунгне — увидел как Шарипутру и Маудгальяну. После этого он уже не мог спорить с Джигтеном Сумгоном. Его преданность полностью раскрылась, и он стал одним из главных учеников Джигтена Сумгона. Позже его стали звать Нгордже Репа, и он, в качестве комментария на учения Джигтена Сумгона, написал текст «Тхегчен Тенпей Ньингпо». Количество учеников Джигтена Сумгона продолжало возрастать, и в один из ритритов сезона дождей, для того, чтобы подсчитать количество принимающих в нём участие монахов, было роздано 100000 «палочек дисциплины». Вскоре после этого 2700 монахов были посланы на Лапчи, столько же в Цари и к горе Кайлаш, но всё же в Дрикунге снова собралось 130000 монахов.

Когда Кармапа Дюсум Кхьенпа прибыл в Дрикунг после посещения Дагла Дагпо, в Бам Тханге, что уже в Дрикунге, он был тепло принят Джигтеном Сумгоном и его учениками. Тогда Кармапа увидел Джигтена Сумгона как Будду, а двух его главных учеников как Шарипутру и Маудгальяну в окружении Архатов. Когда они возвратились в главный зал собрания, Серкханг, Кармапа снова увидел Джигтена Сумгона как Будду, а два его ученика проявились как Майтрейя и Манджушри в окружении Бодхисаттв. Таким образом Дюсум Кьенпа выказал огромную преданность и получил множество учений. Он также увидел всю местность Дрикунг как Мандалу Чакрасамвары.

В определённое время возник вопрос, кто будет держателем Линии после смерти Джигтена Сумгона. Сам он доверял многим своим ученикам, но долгое время он думал, что преемственность должна перейти кому-то из его семейного клана Другьял Кьюра. Поскольку сам Джигтен Сумгон родился в Кхаме, он послал одного из своих учеников Палчен Шри Пхукпу, чтобы тот учил членов семьи Джигтена Сумгона. Показывая чудесные способности и рассказывая о репутации своего гуру, Палчен Шри Пхукпа учил дядю Джигтена Сумгона Кончок Ринчена, его сына Анье Атрака и всех внуков. Когда они стали выказывать интерес, то переехали в Центральный Тибет. О них рассказывается в книге «Золотая Гирлянда Дрикунг Кагью».

Однажды Джигтен Сумгон попросил своего ученика Гар Чодинга пойти к мосту Соксум и совершить подношение торма живущим в воде нагам. «У нас для тебя особый подарок», — сказали ему наги. Царь нагов по имени Сокма Ме поднёс Гар Чёлингу зуб Будды и три особых драгоценных камня. Говорят, что этот зуб был взят царём нагов Драдроком в качестве объекта почитания. Это был тот самый наг, который обычно жил в местности Магадха, но через подземные ворота мог добираться и до Соксума. Гар Чёлинг поднёс зуб и драгоценные камни Джигтену Сумгону, и тот сказал: «Хорошо, когда собственность возвращается к своему хозяину», подразумевая, что некогда этот зуб принадлежал ему самому. Джигтен Сумгон ответил: «Пусть тот, кто богат, сделает моё изображение и поместит этот зуб в его сердце». Для того, чтобы создать эту статую, был приглашён искусный скульптор из Китая, и зуб был помещён в неё как реликвия. Джигтен Сумгон освящал эту статую сотни раз. Её поместили в Серкханг и стали называть Серкханг Чёдже (Владыка Дхармы из Серкханга). Сила её благословения считается равной силе благословения самого Джигтена Сумгона. Она разговаривала со многими хранителями святилища, а ламу по имени Дава научила Шести Йогам Наропы. Позже Дрикунг был уничтожен огнём, и эту статую для сохранности зарыли в песок. Когда Дрикунг Кьябгон вернулся, чтобы восстановить монастырь, и стали искать статую, то она сама показалась из песка со словами «Я здесь». Таким образом, это изображение было наделено огромной силой. В то время Гар Чёлинг создал множество других изображений Джигтена Сумгона. Когда Джигтен Сумгон стал совсем старым, и не мог часто посещать Денса Тил, то он послал туда Ченга Дракпа Джунгне в качестве своего ваджрного регента, и того во всём сопровождал успех. Под руководством Панчен Гуйя Кангпы, Джигтен Сумгон послал 55525 учеников к горе Кайлаш. Под руководством Геше Йакру Палдрака, 55525 учеников отправились к Лапчи. 55525 учеников во главе с Дордзин Говоче были посланы в местность Цари. Даже во времена Чунгпо Дордже Дракпы — четвёртого преемника Джигтена Сумгона — в Дрикунге было 180000 учеников.

Однажды, отправившись в пещеру Дордже Лхокар, Джигтен Сумгон решил, что та слишком мала и растянул её, заставив увеличиться внутри, оставив при этом на скале отпечатки своих одежд. Поскольку в пещере было слишком тёмно, он при помощи палки проделал в скалах окна. Джигтен Сумгон сделал полки в скале для хранения имущества. Всё это можно видеть совершенно ясно и сейчас.

Когда однажды Джигтен Сумгон заболел, ему в видении явился Пхагмо Друпа и научил его йогической технике, с помощью которой Джигтен Сумгон выздоровел. Своих многочисленных учеников Джиктен Сумгон учил согласно их нуждам, а некоторым, согласно их предрасположенностям, дал наставления по практике Восьми Херук традиции Ньингма. Незадолго до конца своей жизни, Джигтен Сумгон предсказал упадок Линии Дрикунг. Взяв маленькую палочку, которой чистил зубы, он воткнул её в землю и сказал: «Когда эта палочка достигнет оперделённой длинны, я вернусь». Это предсказало приход Гьялвы Кунга Ринчена — 15-го преемника Джигтена Сумгона. Джигтен Сумгон просил стать своим непосредственным преемником Ченга Шераба Джунгне, но тот из скромности отказался. Тогда он попросил Великого Кхенпо, Гураву Цултрима Дордже, и тот согласился.

В возрасте семидесяти пяти лет в год Огненного Быка, Джигтен Сумгон, для вдохновения тех, кто ленится по отношению к Дхарме, вступил в паринирвану. Его тело кремировали на тринадцатый день месяца Вайшака. Божества создали облака подношений и цветы сыпались с неба на землю, так, что покрыли её до уровня колен. Его череп остался совершенно не тронут огнём, и мозг Джигтена Сумгона проявился как Мандала Шестидесяти Двух Божеств Чакрасамвары. Изображение было столь чётким, как будто бы было творением искусного художника. Его сердце, также не тронутое огнём, приобрело изумительный золотой цвет. Это указывает на то, что Джигтен Сумгон был эманацией самого Будды. Также проявились и прочие бесчисленные реликвии.

После смерти Джигтена Сумгона большинство похоронных забот взял на себя Ченнга Шераб Джунгне, даже несмотря на то, что ранее он отказывался стать преемником Джигтена Сумгона. Он отправился на гору Сенге Пхунгпа, чтобы посмотреть Мандалу Чакрасамвары, и увидел там Джигтена Сумгона. Так он понял, что памятная ступа должна быть воздвигнута именно там. Джигтен Сумгон, снова явившись ему в видении на горе Пещеры Самадхи, сказал: «Сын мой, в том, что собираешься делать, всегда следуй моим намерениям». После этого он исчез. Согласно его пожеланиям, Ченнга Шераб Джунгне соорудил Ступу Многих Дверей, зовущуюся «Мудрец, покоритель Трёх Миров». В эту ступу он поместил сердце и многие другие реликвии. Следуя намерениям гуру, он воздвиг Ступу «Тело-Сушность, Украшение Вселенной», которая была сделана из глины, смешанной с пылью из драгоценных камней, шафраном и различными благовониями. В эту ступу он поместил череп и мозг Джигтена Сумгона, вместе со многими другими реликвиями, включая тексты Винайи, принесённые из Индии Атишей, и 100000-строфной Праджняпарамиты.

Сейчас Джигтен Сумгон пребывает в Великом Восточном Всеохватывающем Поле Будды, окружённый бесконечным числом учеников с земли, умерших с сильной преданностью к нему. Когда такие люди умирают, они сразу же рождаются там, и Джигтен Сумгон мягко возлагает свою руку на их головы, давая благословение и приветствуя их там.