История линии Дрикунг Кагью
Древо Прибежища Дрикунг Кагью
Введение в линию Кагью
Линия Кагью (bka' brgyud) иногда называется «линией устных наставлений». «Ка» (bka') в слове Кагью относится к авторитетным наставлениям, предписаниям или словам (санскр. vacana) Будды, тогда как «гью» (brgyud) означает непрерывную преемственность мастеров и учеников.
Основателем линии Кагью был махасиддха Тилопа (988−1069), живший в Северной Индии. Считается, что он получил прямую передачу от изначального Будды Ваджрадхары. В этом контексте линия Кагью возникла из самой сущности реальности и, таким образом, превосходит все пространство и время.
Ваджрадхара. Изображение с сайта: himalayanart.org
С другой точки зрения, у него также были человеческие учителя, от которых он получил четыре особые передачи — Четыре устных наставления (bka' babs bzhi), благодаря которым он стал хранителем линии.
Тилопа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Некоторые этимологии названия «Кагью» рассматривают его как сокращение от «Линия Четырёх Устных Наставлений» (bka' babs bzhi brgyud pa).
Когда передача Тилопы связывается напрямую с Ваджрадхарой, её называют «прямой передачей», но когда она прослеживается через его человеческих учителей, её называют «косвенной передачей».
Хотя в исторических источниках существуют некоторые расхождения относительно личностей мастеров йоги, связанных с каждой из четырёх передач, наиболее распространённое мнение указывает на следующие их истоки:
Первая из четырёх передач пришла от Лопона Лудруба (slob dpon klu grub, санскр. Ачарья Нагарджуна) и включает две тантры: тантру «Сангва Дупа» (gsang ba dus pa, санскр. Гухьясамаджа) и тантру, называемую «Денши» (gden bzhi). Эта передача также включает практики «Иллюзорного тела» (sgyu lus, санскр. Майядэва) и «Перенос сознания» (pho ba, санскр. Самкра́нти).
Вторая особая передача пришла от Накпо Чопы (nag po spyod pa). Она включает тантру «Гьюма Ченпо» (sgyu ma chen po, санскр. Махамайя) и практику, называемую «Осознанные сновидения» (rmi lam, санскр. Свапна).
Третья особая передача пришла от Лавапы (la ba pa) и называется «Демчок» или, альтернативно, «Кхорло Домпа» (bde mchog, khor lo sdom pa, санскр. Чакрасамвара), а также включает практику «Ясный свет» (od gsal, санскр. Прабхасвара).
Четвёртая была передана Кхандро Кальпа Сангмо (mkha' gro bskal pa bzang mo) и включает тантру, известную как «Гьепа Дорджи» (dgyes pa rdo rje, санскр. Хеваджра), и практику, называемую «Тумо» (gtum mo, санскр. Чанда́ли).
Эти передачи составляют основу предписаний и тайных наставлений линии Кагью, которая передаётся из поколения в поколение, непрерывно от мастера к ученикам. Содержание Четырёх устных наставлений включает как путь средств, так и путь освобождения.
Эти учения были переданы от Тилопы его ученику, махасиддхе Наропе (1016−1100), и были систематизированы как Шесть йог Наропы — медитации, которые считаются важнейшим учением линии Кагью.
Наропа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Наропа передал свои знания Марпе Чокьи Лодро (1012–1097), великому переводчику, который отправился из Тибета в Индию, чтобы получить наставления, а затем вернулся в Тибет и широко распространил учения Дхармы.
Самым важным учеником Марпы был Джецун Миларепа (1040–1123). Он стал одним из великих йогино Тибета. Его жизненная история, начинавшаяся с трудных обстоятельств из-за ранней смерти отца, мести нечестным тёте и дяде, а затем раскаяния, приведшего к искреннему стремлению вступить на путь Дхармы, широко известна среди тибетцев.
Благодаря своей настойчивости и способности принимать все обстоятельства, с которыми он сталкивался, он достиг глубокого постижения высшей природы реальности. Его учения записаны в «100 000 песнях Миларепы» и других сборниках.
Гамопа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Учения Миларепы были продолжены Гампопой (1079–1153), также известным как Дакпо Лхардже, врачом из Дакпо. Сначала он обучался в традиции Кадампа, представлявшей собой постепенный и систематический путь. Позже он встретил Миларепу, и, практикуя под его руководством, постиг истинный смысл полного учения.
С тех пор эта линия стала известна как Дакпо Кагью. Именно от Гампопы произошли первые школы Кагью: Карма Кагью, Целпа Кагью, Баром Кагью и Пхагдру Кагью.
Основателем линии Пхагдру Кагью был Пхагмодрукпа Дордже Гьялпо (1110–1170), один из самых важных учеников Гампопы. Его собственная линия прекратила существование как религиозный институт, в то время как его клан сыграл важную роль в светском управлении страной в последующую эпоху. Главные ученики Пхагмодрукпы основали собственные линии, из которых по сей день сохранились только три: Дрикунг Кагью, Таклунг Кагью и Друкпа Кагью.
Сердечный сын Пхагмодрукпы, Кьобпа Джигтен Сумгон (1143−1217), занял трон Пхагдру в монастыре Денса Тхил через три года после смерти своего учителя (1177−1179). Затем он основал собственную линию с учреждением монастыря Дрикунг Тхил в области Дрикунг, как предсказал Пхагмодрукпа.

Хотя у Пхагмодрукпы было бесчисленное множество учеников, Джигтен Сумгон был одним из его ближайших и главных учеников. Пхагмодрукпа предсказал, что бодхисаттва (Джигтен Сумгон), уже достигший десяти бхуми (этапов пути бодхисаттвы), будет продолжать учения и благословения. Джигтен Сумгон получил полное учение, тайные устные передачи, объяснения и посвящения, а также благословения просветлённого постижения и всё остальное от Пхагмодрукпы.

В свою очередь, Джигтен Сумгон передал полные учения своему главному ученику Гураве Цултриму Дордже (1154−1221). [Подробнее о жизни Джигтена Сумгона].
Кьопа Джигтен Сумгон происходил из клана Кьюра. По обычаю многих школ тибетского буддизма, Джигтен Сумгон выбирал преемника среди своих родственников. Таким образом, изначально все, кроме трёх, держатели трона Дрикунг Кагью происходили из мужской линии клана Кьюра, хотя строгих правил наследования внутри семьи не существовало. С самого начала власть в Дрикунге делилась: духовное руководство принадлежало держателю трона (gdan rabs), тогда как светские дела находились в ведении Гомпы (sgom pa), гражданского администратора. Обычно оба происходили из клана Кьюра.

В ранние годы ордена из одного ученика Джигтена Сумгона по имени Гьялва Лханангпа (1164−1224) возникла отдельная ветвь, известная как Лхапа Кагью, однако эта линия просуществовала недолго.