История линии Дрикунг Кагью
Линия Кагью (bka' brgyud) иногда называется «линией устных наставлений». «Ка» (bka') в слове Кагью относится к авторитетным наставлениям, предписаниям или словам (санскр. vacana) Будды, тогда как «гью» (brgyud) означает непрерывную преемственность мастеров и учеников.
Основателем линии Кагью был махасиддха Тилопа (988−1069), живший в Северной Индии. Считается, что он получил прямую передачу от изначального Будды Ваджрадхары. В этом контексте линия Кагью возникла из самой сущности реальности и, таким образом, превосходит все пространство и время.
Ваджрадхара. Изображение с сайта: himalayanart.org
С другой точки зрения, у него также были человеческие учителя, от которых он получил четыре особые передачи — Четыре устных наставления (bka' babs bzhi), благодаря которым он стал хранителем линии.
Тилопа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Некоторые этимологии названия «Кагью» рассматривают его как сокращение от «Линия Четырёх Устных Наставлений» (bka' babs bzhi brgyud pa).
Когда передача Тилопы связывается напрямую с Ваджрадхарой, её называют «прямой передачей», но когда она прослеживается через его человеческих учителей, её называют «косвенной передачей».
Хотя в исторических источниках существуют некоторые расхождения относительно личностей мастеров йоги, связанных с каждой из четырёх передач, наиболее распространённое мнение указывает на следующие их истоки:
Первая из четырёх передач пришла от Лопона Лудруба (slob dpon klu grub, санскр. Ачарья Нагарджуна) и включает две тантры: тантру «Сангва Дупа» (gsang ba dus pa, санскр. Гухьясамаджа) и тантру, называемую «Денши» (gden bzhi). Эта передача также включает практики «Иллюзорного тела» (sgyu lus, санскр. Майядэва) и «Перенос сознания» (pho ba, санскр. Самкра́нти).
Вторая особая передача пришла от Накпо Чопы (nag po spyod pa). Она включает тантру «Гьюма Ченпо» (sgyu ma chen po, санскр. Махамайя) и практику, называемую «Осознанные сновидения» (rmi lam, санскр. Свапна).
Третья особая передача пришла от Лавапы (la ba pa) и называется «Демчок» или, альтернативно, «Кхорло Домпа» (bde mchog, khor lo sdom pa, санскр. Чакрасамвара), а также включает практику «Ясный свет» (od gsal, санскр. Прабхасвара).
Четвёртая была передана Кхандро Кальпа Сангмо (mkha' gro bskal pa bzang mo) и включает тантру, известную как «Гьепа Дорджи» (dgyes pa rdo rje, санскр. Хеваджра), и практику, называемую «Тумо» (gtum mo, санскр. Чанда́ли).
Эти передачи составляют основу предписаний и тайных наставлений линии Кагью, которая передаётся из поколения в поколение, непрерывно от мастера к ученикам. Содержание Четырёх устных наставлений включает как путь средств, так и путь освобождения.
Эти учения были переданы от Тилопы его ученику, махасиддхе Наропе (1016−1100), и были систематизированы как Шесть йог Наропы — медитации, которые считаются важнейшим учением линии Кагью.
Наропа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Наропа передал свои знания Марпе Чокьи Лодро (1012–1097), великому переводчику, который отправился из Тибета в Индию, чтобы получить наставления, а затем вернулся в Тибет и широко распространил учения Дхармы.
Самым важным учеником Марпы был Джецун Миларепа (1040–1123). Он стал одним из великих йогино Тибета. Его жизненная история, начинавшаяся с трудных обстоятельств из-за ранней смерти отца, мести нечестным тёте и дяде, а затем раскаяния, приведшего к искреннему стремлению вступить на путь Дхармы, широко известна среди тибетцев.
Благодаря своей настойчивости и способности принимать все обстоятельства, с которыми он сталкивался, он достиг глубокого постижения высшей природы реальности. Его учения записаны в «100 000 песнях Миларепы» и других сборниках.
Гамопа. Изображение с сайта: himalayanart.org
Учения Миларепы были продолжены Гампопой (1079–1153), также известным как Дакпо Лхардже, врачом из Дакпо. Сначала он обучался в традиции Кадампа, представлявшей собой постепенный и систематический путь. Позже он встретил Миларепу, и, практикуя под его руководством, постиг истинный смысл полного учения.
С тех пор эта линия стала известна как Дакпо Кагью. Именно от Гампопы произошли первые школы Кагью: Карма Кагью, Целпа Кагью, Баром Кагью и Пхагдру Кагью.
Основателем линии Пхагдру Кагью был Пхагмодрукпа Дордже Гьялпо (1110–1170), один из самых важных учеников Гампопы. Его собственная линия прекратила существование как религиозный институт, в то время как его клан сыграл важную роль в светском управлении страной в последующую эпоху. Главные ученики Пхагмодрукпы основали собственные линии, из которых по сей день сохранились только три: Дрикунг Кагью, Таклунг Кагью и Друкпа Кагью.
Происхождение линии Дрикунг Кагью
Сердечный сын Пхагмодрукпы, Кьобпа Джигтен Сумгон (1143−1217), занял трон Пхагдру в монастыре Денса Тхил через три года после смерти своего учителя (1177−1179). Затем он основал собственную линию с учреждением монастыря Дрикунг Тхил в области Дрикунг, как предсказал Пхагмодрукпа.
Хотя у Пхагмодрукпы было бесчисленное множество учеников, Джигтен Сумгон был одним из его ближайших и главных учеников. Пхагмодрукпа предсказал, что бодхисаттва (Джигтен Сумгон), уже достигший десяти бхуми (этапов пути бодхисаттвы), будет продолжать учения и благословения. Джигтен Сумгон получил полное учение, тайные устные передачи, объяснения и посвящения, а также благословения просветлённого постижения и всё остальное от Пхагмодрукпы.
В свою очередь, Джигтен Сумгон передал полные учения своему главному ученику Гураве Цултриму Дордже (1154−1221).
Кьопа Джигтен Сумгон происходил из клана Кьюра. По обычаю многих школ тибетского буддизма, Джигтен Сумгон выбирал преемника среди своих родственников. Таким образом, изначально все, кроме трёх, держатели трона Дрикунг Кагью происходили из мужской линии клана Кьюра, хотя строгих правил наследования внутри семьи не существовало. С самого начала власть в Дрикунге делилась: духовное руководство принадлежало держателю трона (gdan rabs), тогда как светские дела находились в ведении Гомпы (sgom pa), гражданского администратора. Обычно оба происходили из клана Кьюра.
В ранние годы ордена из одного ученика Джигтена Сумгона по имени Гьялва Лханангпа (1164−1224) возникла отдельная ветвь, известная как Лхапа Кагью, однако эта линия просуществовала недолго.
Несколько ранних держателей трона Дрикунг Денрабов достигли известности, среди них Ченга Дракпа Джунгне (1175–1255), сердечный сын Джигтена Сумгона, которому было поручено руководство монастырём Пхагмодрукпы, Денса Тхил. Он повёл монастырь в новый период расцвета и в 1235 году занял трон Дрикунга. Он вёл орден через трудные времена с спокойной и твёрдой рукой. Когда тибетцы восстали против монгольского владычества и перестали платить дань, Огедей (1186–1241), сын и преемник Чингисхана (1162–1227), приказал провести ужасную карательную акцию в 1239 году.

Монгольские войска сожгли множество монастырей, среди них монастырь Ретинг (rwa sgreng), где они убили 500 монахов, а затем направились к близлежащему Дрикунгу. Светский правитель Дрикунга выступил против них, был взят в плен и должен был быть казнён. Говорят, что камни обрушились с неба, когда Дракпа Джунгне поспешил к монгольским войскам из Дрикунг Тхил. Возможно, это был сильный град. В любом случае его мужественное вмешательство привело к мирному соглашению с монголами. Жестокое нападение на монастырь Ретинг, по-видимому, было задумано как предупреждение для Дрикунга. Но Дрикунг избежал столкновения с непредсказуемым исходом и поднялся до уровня крупной силы в Центральном Тибете.

Кунга Гьялцен, позже известный как Сакья Пандита (1182–1251), заключил пакт с Годан-ханом, генералом Огедея, согласно которому Тибет признал монгольское владычество и согласился платить дань. Однако соглашение, достигнутое Кунгой Гьялценом с могущественным соседом Тибета, не встретило единодушной поддержки на его родине. Многие тибетские вельможи восстали против требований дани. Монгольские войска подавили их восстание кровавой и сокрушительной битвой в 1251 году.

Племянник и преемник Кунги Гьялцена, Пхагпа Лодро (1235–1280), стал духовным учителем Хубилая Сэчена (1215–1294) - великого хана монголов с 1259 года и позднее императора. Их тесные контакты с монголами позволили школе Сакья занять политическое руководство в Тибете, в то время как попытки Карма Кагью заручиться поддержкой монголов оказались безуспешными. В 1275 году Хубилай-хан пожаловал Пхагпа Лодро провинции У и Цанг, а также Кхам и Амдо в качестве феодальных уделов. Провинции были разделены на так называемые «мириархии» — административные округа, охватывавшие примерно 10 000 семей. Когда в 1279 году Хубилай стал императором Китая и основал династию Юань, он даровал Пхагпа Лодро титул «Императорского наставника». Таким образом, впервые в истории Тибета иерархическая форма правления была оформлена как отношения покровительства между императором и его духовным учителем.

Сопротивление превращению страны в систему феодальных уделов начало нарастать среди тибетской аристократии, особенно в провинциях У и Цанг в Центральном Тибете, тесно связанных с Дрикунгом, Пхагдру и Карма Кагью. В то же время монгольские племена вели борьбу за власть и земельные владения между собой. К этому времени Дрикунг значительно усилился. Существуют сведения, что уже при правлении 5-го держателя трона, Чунг Дордже Дракпы (1210–1278), огромное количество монахов стекалось в монастыри Дрикунга. После смерти великого хана Мункэ в 1259 году Хулагу (ок. 1217–1265), брат и соперник Хубилая, стал покровителем ордена Дрикунг Кагью и послал небольшой монгольский отряд в Дрикунг для обеспечения их безопасности и защиты.
Однако вскоре соперничающие монгольские группы вступили в конфликт друг с другом на тибетской земле, что позже вошло в историю как война между Дрикунгом и Сакья. Это не была «религиозная война» или вражда между двумя школами тибетского буддизма, как часто утверждается, а скорее попытка нескольких провинций Центрального Тибета восстать против господства, навязанного им Хубилаем при поддержке соперничающих монгольских группировок. Сам же местный конфликт был сосредоточен на спорах о преемственности в монастыре Пхагмодрукпы в Денса Тхил. Здесь ветви семейной линии Ланг-клана преследовали различные интересы. Одну сторону поддерживали сакьяпинцы, другую — дрикунгпинцы. Война вспыхнула при 7-м держателе трона, Цамче Дракпе Соннаме (1238–1286). В 1290 году, при его преемнике Нуб Чого Дордже Йеше (1223–1293), монастырь Дрикунг Тхил был разрушен монгольскими войсками. Эта катастрофа не стала неожиданностью для местного населения. Так как Дордже Йеше не принадлежал к клану Кьюра, а был из клана Нуб, он не имел поддержки в трудные времена, из-за распространённого мнения, что это не соответствует воле основателя линии — для постороннего клана занимать трон Дрикунга.

Монастырь Дрикунг Тхил был восстановлен при 9-м держателе трона, Чуни Дордже Ринчене (1278–1314), при поддержке императора и Сакьяпа. Но могущественное влияние, которое монастырь оказывал на протяжении десятилетий в Тибете, исчезло. Дордже Ринчен установил новое правило трёхгодичных периодов для монашеских учений.

Хотя в основном преподавались философские тексты линии и основы буддизма махаяны весной и осенью, в летних учениях излагался Пятичастный путь Махамудры. Зимой, облачённый лишь в лёгкие хлопковые одежды, Дордже Ринчен преподавал Шесть йог Наропы на большой террасе перед главным храмом Дрикунг Тхил.

В XIV веке Пхагмодрукпа взяли на себя светское руководство в Центральном Тибете. Речь здесь идёт не о школе тибетского буддизма с тем же названием, находившейся в состоянии упадка, а о правителях клана Ланг, тесно связанных с орденом Пхагдру. Центральной фигурой этой эпохи был Джангчуб Гьялцен (1302–1373), искусный политик и одновременно монах Пхагдру Кагью. Он привёл страну к большей независимости и создал новую систему управления. Его реформы обострили отношения с Дрикунгом, что привело к вооружённым конфликтам с Пхагмодрукпой. После первоначальных успехов дрикунгпинцы были вынуждены принять несколько тяжёлых поражений на поле боя и смириться с властью Пхагмодрукпы в северном У. К концу жизни Джангчуба Гьялцена дрикунгпинцам удалось вновь восстановить автономию своих земель. В это время в Азии происходил перелом в балансе сил — падение династии Юань и возвышение династии Мин (1368–1644) как императорского дома Китая. Но монголы всё ещё оставались силой, с которой должны были считаться и Тибет, и императоры Мин.
В разгар этих потрясений Ченга Чокьи Гьялпо (1335–1407), 11-й держатель трона, попытался вновь поднять духовный уровень ордена Дрикунг. Он заказал перепись Кангьюра из Нартанга и заново отредактированной версии Тенгьюра. Цонгкапа (1357–1419), основатель школы Гелуг, прибыл из Амдо в Дрикунг в 1373 году и стал учеником Чокьи Гьялпо. Его семья поселилась в деревне примерно в 40 километрах от монастыря. Цонгкапа получил в Дрикунге учения по Шести йогам Наропы, а также по всем внешним и внутренним текстам Джигтена Сумгона.
Эпоха Четсанга и Чунгтсанга Ринпоче (1615 – настоящее время)
1590 —1655
Во времена 1-го Четсанга Ринпоче, Кончога Ринчена (1590−1655), туматские монголы заявляли права на тибетские земли и имущество, так как 4-й Далай-лама был потомком туматского клана. Таким образом, дрикунгпинцы вновь оказались втянутыми в вооружённый конфликт, и крепость Дрикунг Дзонг пала под натиском монгольских войск. Весь регион Дрикунга оказался в столь разрушающем состоянии, что Кончог Ринчен долгое время не мог там жить. Когда цангский царь Пхунцог Намгьял сумел оттеснить монголов, Кончог Ринчен в очень короткий срок в 1624 году восстановил Дрикунг Дзонг и назвал новое здание Намгьял Чодзонг. Но война продолжалась — с войсками Гушри-хана, правителя хошоудов, закрепившего власть в Центральном Тибете за 5-м Далай-ламой (1617−1682), который одержал решительные победы над своими противниками. Гелугпа продвигалась к господству по всей стране. Далай-лама установил верховенство гелугпа над другими школами тибетского буддизма, проявляя особую строгость по отношению к Карма Кагью. В Дрикунге не осталось ничего от бесчисленных деревень, кроме их названий. Монастыри и дворянские резиденции стали жертвами разорений монгольской армии, как и недавно построенный Намгьял Чодзонг.

Посреди этой эпохи разрушений и разорения Дрикунг стал широко известен как почитаемый и одновременно грозный центр магии. Эта репутация восходит к деятельности брата Кончога Ринчена, 1-го Чунгтсанга Ринпоче, Ригдзина Чодрака. Ригдзин Чодрак основал важную школу астрологии и гадания в Дрикунге и был также основателем дрикунгской системы медицины, одной из четырёх медицинских традиций Тибета.
1656 —1718
При 2-м Четсанге, Кончоге Тринле Сангпо (1656−1718), была введена традиция интронизации Кьябгонгов Ринпоче в монастыре Дрикунг Це. Тринле Сангпо основал одну из четырёх великих школ живописи Тибета — так называемый дририйский стиль Дрикунга. В год Змеи 1677-го он ввёл учения о Змеиных циклах на току́шке в Дрикунг Це, где давал посвящения и наставления по Чакрасамваре и Гухьясамаджа-тантрам. В 1681 году он почти полностью восстановил монастырь Янгригар, так как тот был сильно разрушен бесконечными войнами. Сегодня он почитается как основатель этого монастыря. Он также начал восстанавливать Дрикунг Дзонг в разгар очередного монгольского вторжения в 1717 году, когда джунгары захватили Лхасу и сожгли и разграбили многочисленные монастыри ньингма.

Тринле Сангпо долгое время направлял линию, потому что перевоплощение Чунгтсанга, признанное 10-м Кармапой, умерло от оспы до того, как его смогли доставить в Дрикунг. Таким образом, Чунгтсангу пришлось ждать до 1704 года, когда переродился Тринле Дёндруп Чокьял (1704−1754), ставший известным как новый Дрикунг Бхандэ Дхармараджа, основавший несколько новых монастырей. В своём труде «Драгоценное сокровище советов» он кратко изложил всю структуру буддийского пути согласно как Сутраяне, так и Тантраяне.
1724 — 1766
3-й Четсанг, Кончог Тензин Дродул (1724−1766), прожил жизнь, омрачённую распрями в его монастырях. Он сознательно отошёл от активной деятельности и почти всё своё время проводил в медитации в своей комнате во дворце Тролунг. Тензин Чокьи Ньима, 3-й Чунгтсанг (1755−1792), сын знатной семьи из Джангюля, также не сумел изменить это положение дел, хотя и приложил все усилия для обновления монастырей и очищения дисциплины.
1770 — 1826
4-й Четсанг, Тензин Пеме Гьялцен (1770–1826), прославился как автор биографической истории держателей трона Дрикунг Кагью, «Мастера Золотых четок». Когда 4-й Чунгтсанг, Тензин Чокьи Гьялцен (1793–1826), умер в том же году, что и Пеме Гьялцен, возникла необходимость в регенте — Лочене Чокьи Лодро (1801–1859), чтобы направлять линию.
1827 — 1865
Кончог Чёни Норбу (1827–1865), 5-й Чунгтсанг, и Кончог Тукдже Ньима (1828–1885), 5-й Четсанг, были возведены одновременно на красный трон Джигтена Сумгона близ монастыря Дрикунг Тхил. Во время их правления сики завоевали Ладакх и заняли три провинции Нгари. Монастыри Дрикунга в Ладакхе и около горы Кайлаш сильно пострадали в этих конфликтах. Тем не менее линия Дрикунг процветала в этот период. Тукдже Ньима считался необычайно учёным человеком, особенно сведущим в медицинских вопросах, но был втянут в интриги монастырских чиновников. В конце концов Четсанг Тукдже Ньима был вынужден вмешательством тибетского правительства отречься от трона в 1854 году. В наказание золотая крыша храма в Дрикунг Тхил была снята и перевезена в Лхасу, а некоторые владения Дрикунг Кагьюпа были конфискованы, что привело к острой нехватке продовольствия. Тукдже Ньима отправился тайно в паломничества к горе Кайлаш из своего изгнания в Цанге и давал учения и посвящения в других местах. Пять лет спустя он получил разрешение от тибетского правительства вернуться в Дрикунг.

Когда Чунгтсанг Чёни Норбу умер в 1865 году, монастырские чиновники начали плести интриги против Тукдже Ньимы снова. Тукдже Ньима был вынужден вновь покинуть своё место в Дрикунг Тхил и удалился в Тролунг на остаток своей жизни. Многие его последователи впали в глубокое отчаяние, тогда как он принимал все трудности с открытым сердцем, наполненным бодхичиттой и глубокой серьёзностью. Дважды за свою жизнь Тукдже Ньима становился жертвой клеветы и монастырских игр власти. Несомненно, это была одна из самых печальных глав в истории линии Дрикунг Кагью.
1868 — Настоящее время
6-й Чунгтсанг, Тензин Чокьи Лодро (1868–1906), был необычайно высоким и внушительным на вид. Он написал два обстоятельных путеводителя по святым местам своих паломничеств к горам Кайлаш и Лапчи. Его два труда по географии проливают свет на концепцию религиозной географии в тибетском буддизме. Во время пребывания в регионе Кайлаш он основал монастырскую общину в Пунцолинге в восточном Ладакхе и признал 9-го Тогдена Ринпоче как духовного лидера дрикунгских монастырей в Мангьюле (Ладакх). Вместе с молодым Четсангом, Тензином Шиве Лодро (1886–1943), он посетил Лхасу в 1893 году, где двум Кьябгонам Ринпоче был пожалован маньчжурский титул «хутухта». С тех пор Дрикунг Кьябгоны всегда носили золотую шапку во время официальных поездок, согласно древнему пророчеству 1-го Чунгтсанга Ригдзина Чодрака о том, что в будущем они будут носить золотую шапку.

Основным интересом Шиве Лодро было объединение медитативной практики и философского учения, поскольку они являлись центральными столпами образования и подготовки в традиции Дрикунг Кагью. Он также приобрёл широкую известность благодаря своим ясновидческим способностям.
Он организовал реставрацию монастыря Янгригар и строительство здания для хранения деревянных печатных блоков, использовавшихся для печати буддийских текстов, а также ввёл первый комитет в Дрикунг Тхил для улучшения монастырского управления. Однако низкий уровень образования в его монастырях оставался его главной заботой. В 1932 году он основал академию высших буддийских исследований Ньима Чангра.

После безвременной смерти 7-го Чунгтсанга, Тензина Чокьи Джунгне (1909–1940), Шиве Лодро впал в глубокую скорбь и вскоре после этого, во время поездки в Кхам, перенёс инсульт, от которого не оправился. Остаток жизни он провёл в медитации до своей смерти в 1943 году. После него регентом стал Трицаб Гьябра (1924–1979). Под его руководством нынешние перевоплощения 8-го Чунгтсанга и 7-го Четсанга Ринпоче были найдены и возведены на трон как 36-й и 37-й держатели линии.