Я включил текст подношения белого торма в качестве дополнения к руководству по практике сангдруба [Ваджракилы]. Поскольку крайне важно понимать смысл, а не просто воспроизводить тибетские звуки, текст был переведён для чтения на английском (а также на русском языке в стихах с сохранением оригинальной мелодии монастыря Гаргон; прим. Кончог Джангчуб).
Подношение белого торма особенно необходимо, когда садхака должен освятить новое место для буддийской практики. Медитирующие должны осознавать, что местные божества, богини земли и духи-хранители гор, водоёмов и пяти элементов пребывали в этих местах задолго до нашего прибытия и останутся там после нашего ухода.
Подношение белого торма особенно необходимо, когда садхака должен освятить новое место для буддийской практики. Медитирующие должны осознавать, что местные божества, богини земли и духи-хранители гор, водоёмов и пяти элементов пребывали в этих местах задолго до нашего прибытия и останутся там после нашего ухода.

Садханы Тайной Мантры следует обязательно практиковать в местах, в которых ранее не слышали о Дхарме. При освящении таких новых мест нечеловеческие сущности могут создавать препятствия для практикующих. Ранее эти существа могли иметь лишь ограниченный опыт общения с людьми, в основном с теми, кто был настолько погружён в собственные заботы, что даже не мог заметить сам факт их существования. Таким образом, с мирской точки зрения подношение белого торма является выражением вежливости — признанием прав хозяев земли, их обстоятельств и подношением, совершаемым с добротой.
Посредством практики щедрости через подношение белого торма и подношения санга, садхаки удаляют сомнения нечеловеческих существ и с помощью бодхичитты исполняют их желания, тем самым устраняя препятствия на пути практики.
Посредством практики щедрости через подношение белого торма и подношения санга, садхаки удаляют сомнения нечеловеческих существ и с помощью бодхичитты исполняют их желания, тем самым устраняя препятствия на пути практики.

Даже те люди, которые осознают присутствие хозяев земли и знают о необходимости делать подношения, зачастую подходят к этому с материалистическим или излишне практичным настроем. Например, когда кто-то собирается начать строительный проект, он может думать, что нужно преподнести белое торма как способ сказать: «Мне нужно построить здесь здание, так что, пожалуйста, не создавайте мне проблем!» Но суть вовсе не в этом! То, что осуществляется посредством подношения белого торма и золотого возлияния (тиб. серкем) это гораздо более глубокое и значимое действие.
Ритуал начинается с очищения и продолжается ещё более глубоким очищением [приведением к совершенству] подношений с помощью мантры, мудры и самадхи (медитации). Мы представляем огромный сосуд, украшенный драгоценностями, содержащий торма, которая преобразуется в божественный нектар (амриту) и затем освящается тремя слогами ОМ А ХУМ. После этого призываются богини земли и другие духи-хранители местности, которым предлагается расположиться на местах для сидения. Затем совершается предварительное подношение торма и делаются внешние подношения.
Получатели этих подношений — хранители множества разных мест — различаются по своим именам, формам, качествам и активностям. Некоторые из них обладают чрезвычайно долгой жизнью. Другие владеют великим богатством и силой. Третьи же застенчивы и стремятся скрыться, как только появляются люди. Некоторые из этих существ перечисляются в тексте:
ХУМ Боги, наги, якшы, духи цен
Гьялпо, гандхарвы, духи планет,
Кумбханды, киннары, ракшасы,
Мары, мамо, мен, демоны му,
Теуранги, ракши города,
Духи женские и местности,
Владыки мест, областей, богатств,
Сокровищ и все, сонмы божеств,
Ракши, духи стихий, миряне,
Что хранят обеты с клятвами,
Среди этих существ есть, например, «шарообразные» — разновидность голодных духов (санскр. прета), с короткими округлыми телами. Они переживают череду приобретений и потерь, словно в азартных играх. Так называемые «девы-с-сосудами» подобны нищенкам, протягивающим чашу, чтобы принять подношение. Возможно, они напоминают блудниц. Хотя нет необходимости подробно знать о каждом из этих различных типов существ, некое общее понимание может помочь относиться к ним с состраданием.
Эти существа переживают сильные страдания и лишения. Посредством ритуала мы даём им понять, что практикуем ради исполнения их сокровенных целей. Таким образом, с духовной точки зрения, суть подношения белого торма состоит в том, чтобы приблизиться к хранителям местности с умом, наполненным любовью и состраданием, стремясь устранить их обусловленные страдания, равно как и страдания всех живых существ. Наша мотивация не эгоистична и практика совершается не ради себя. На самом деле она совершается ради страны, земли и всех её обитателей. Поэтому в тексте говорится:
Приняв чистые серкем с торма ,
Усмирите вредоносные,
Злые мысли и будьте всегда
Верными союзниками нам.
В этих землях и краях стремлюсь
К пробуждению высочайшему,
Действую на благо существ, пусть
Благими будут условия.
Хотя внешнее подношение проявляется в форме торма, следует понимать, что по своей сути оно возникает как множество различных подношений, способных принести радость божествам местности. То же самое относится и к золотому возлиянию (тиб. серкем), которое традиционно представляет собой небольшой сосуд с напитком — например пивом или чаем, иногда украшенного стружкой чистого золота. Независимо от внешней формы этих подношений, их истинная природа — это бодхичитта.
Ритуал начинается с очищения и продолжается ещё более глубоким очищением [приведением к совершенству] подношений с помощью мантры, мудры и самадхи (медитации). Мы представляем огромный сосуд, украшенный драгоценностями, содержащий торма, которая преобразуется в божественный нектар (амриту) и затем освящается тремя слогами ОМ А ХУМ. После этого призываются богини земли и другие духи-хранители местности, которым предлагается расположиться на местах для сидения. Затем совершается предварительное подношение торма и делаются внешние подношения.
Получатели этих подношений — хранители множества разных мест — различаются по своим именам, формам, качествам и активностям. Некоторые из них обладают чрезвычайно долгой жизнью. Другие владеют великим богатством и силой. Третьи же застенчивы и стремятся скрыться, как только появляются люди. Некоторые из этих существ перечисляются в тексте:
ХУМ Боги, наги, якшы, духи цен
Гьялпо, гандхарвы, духи планет,
Кумбханды, киннары, ракшасы,
Мары, мамо, мен, демоны му,
Теуранги, ракши города,
Духи женские и местности,
Владыки мест, областей, богатств,
Сокровищ и все, сонмы божеств,
Ракши, духи стихий, миряне,
Что хранят обеты с клятвами,
Среди этих существ есть, например, «шарообразные» — разновидность голодных духов (санскр. прета), с короткими округлыми телами. Они переживают череду приобретений и потерь, словно в азартных играх. Так называемые «девы-с-сосудами» подобны нищенкам, протягивающим чашу, чтобы принять подношение. Возможно, они напоминают блудниц. Хотя нет необходимости подробно знать о каждом из этих различных типов существ, некое общее понимание может помочь относиться к ним с состраданием.
Эти существа переживают сильные страдания и лишения. Посредством ритуала мы даём им понять, что практикуем ради исполнения их сокровенных целей. Таким образом, с духовной точки зрения, суть подношения белого торма состоит в том, чтобы приблизиться к хранителям местности с умом, наполненным любовью и состраданием, стремясь устранить их обусловленные страдания, равно как и страдания всех живых существ. Наша мотивация не эгоистична и практика совершается не ради себя. На самом деле она совершается ради страны, земли и всех её обитателей. Поэтому в тексте говорится:
Приняв чистые серкем с торма ,
Усмирите вредоносные,
Злые мысли и будьте всегда
Верными союзниками нам.
В этих землях и краях стремлюсь
К пробуждению высочайшему,
Действую на благо существ, пусть
Благими будут условия.
Хотя внешнее подношение проявляется в форме торма, следует понимать, что по своей сути оно возникает как множество различных подношений, способных принести радость божествам местности. То же самое относится и к золотому возлиянию (тиб. серкем), которое традиционно представляет собой небольшой сосуд с напитком — например пивом или чаем, иногда украшенного стружкой чистого золота. Независимо от внешней формы этих подношений, их истинная природа — это бодхичитта.

Речь не идёт о том, чтобы подкупить духов-хранителей местности дарами, чтобы они не вредили. Напротив, их располагают к себе силой бодхичитты, которая направлена на благо всех живых существ, включая и их самих. Именно по этой причине намерения практикующего должны быть абсолютно чистыми, исходящими из глубины сердца — с искренним устремлением принести благо земле и её обитателям.
Поскольку владыки земли способны ясно воспринимать мотивацию существ, они распознают, когда в уме возникает относительная бодхичитта. Они узнают устремления, которые соответствуют их собственным целям. Точно так же, когда практикующие неискренни и лишь повторяют слова текста без чистого намерения, это также становится им совершенно очевидным. Текст подношения белого торма завершается следующими устремлениями:
Богини земли Тенма и все,
Сабдаги, цари, советники
С кругом, поскольку вы приняли
Эти чистые серкем с торма,
Я исполню ваши желания.
Без пристрастий, хлопот, зависти
Даруйте нам землю сокровищ.
Ваши чаяния исполнены,
Так исполните наши в ответ.
Пусть свершится плод моих действий!
Когда вместе с мотивацией любящей доброты садхаки заверяют богинь земли и хранителей местности в том, что их намерение — освободить этих существ от страданий, те наполняются радостью. Естественным следствием этой радости становится то, что они становятся союзниками, оказывая помощь и поддержку в практике. Когда мы читаем текст и подносим белое торма с чистой мотивацией, бодхичитта входит в поток ума этих существ силой благословения будд. Если практикующий сохраняет воззрение «совершать усилия ради блага всех живых существ», тогда смысл и цель подношения мирного торма будут по-настоящему осуществлены.
Поскольку владыки земли способны ясно воспринимать мотивацию существ, они распознают, когда в уме возникает относительная бодхичитта. Они узнают устремления, которые соответствуют их собственным целям. Точно так же, когда практикующие неискренни и лишь повторяют слова текста без чистого намерения, это также становится им совершенно очевидным. Текст подношения белого торма завершается следующими устремлениями:
Богини земли Тенма и все,
Сабдаги, цари, советники
С кругом, поскольку вы приняли
Эти чистые серкем с торма,
Я исполню ваши желания.
Без пристрастий, хлопот, зависти
Даруйте нам землю сокровищ.
Ваши чаяния исполнены,
Так исполните наши в ответ.
Пусть свершится плод моих действий!
Когда вместе с мотивацией любящей доброты садхаки заверяют богинь земли и хранителей местности в том, что их намерение — освободить этих существ от страданий, те наполняются радостью. Естественным следствием этой радости становится то, что они становятся союзниками, оказывая помощь и поддержку в практике. Когда мы читаем текст и подносим белое торма с чистой мотивацией, бодхичитта входит в поток ума этих существ силой благословения будд. Если практикующий сохраняет воззрение «совершать усилия ради блага всех живых существ», тогда смысл и цель подношения мирного торма будут по-настоящему осуществлены.
Перевод: Кончог Джангчуб, Дом Бодхичитты Гарчена