Блог

Гарчен Ринпоче о Киле Изначального Осознавания

Комментарий Кьябдже Гарчена Ринпоче касательно Килы Полностью Раскрытой Всепроникающей Мудрости Изначального Осознавания, устанавливающей воззрение практики Ваджракилы
{$te}
— «В контексте практики Ваджракилы говорится о четырех килах, или четырех пурбах, и они также упоминаются в молитве обращения к Линии Передачи. (Прим. Переводчика — Позвольте мне просто перечислить их в том порядке, в котором их дал Ринпоче. Первую килу я буду называть «Килой Всепроникающей Мудрости», но полное ее название «полностью раскрытая всепроникающая мудрость изначального осознавания»). Вторая, которую указал Ринпоче — это Кила Бодхичитты. Третья — Кила Безмерного Сострадания. И четвертая это материальная Кила Знаков.

Ринпоче говорит, что эти четыре килы должны быть представлены поэтапно. Итак, первая — это Кила Всепроникающей Мудрости. Что касается изначального осознавания, то оно имеет единую природу, то есть, каким бы образом ни проявлялось осознавание, оно имеет только один вид и только одну природу. И это изначальное осознавание, которым обладают все будды. Оно абсолютно всепроникающее. Это недвойственный союз ясности и пустоты, о котором мы недавно упоминали в контексте наставлений по Махамудре. Его также называют самовозникшим ригпа. Это естественное состояние ума, которое никем не создавалось. Оно существует спонтанно. Для тех, кто встречался с непосредственным переживанием этого изначального осознавания, нет необходимости много говорить об этом. Однако для тех, кто, возможно, не знаком с ним, необходимо получить некоторое представление. В тексте говорится об «овладении живостью саморожденного ригпа». У того, кто не овладевает этой живостью, продолжает возникать чувство «я» и сильное цепляние за себя. Таким образом, овладение этой живостью и есть реализация недвойственного самоосознавания.

Кроме того, в тексте говорится об оружии с сине-черным оттенком. То, что имеет сине-черный цвет, — это слог метода «ХУМ». Если не осознавать его смысл, то это просто форма. Но в конечном счете ХУМ полностью свободен от себя. Он обладает природой пламени, которое сжигает «я» и дает реализацию бессамостности. Некоторым действительно сложно это понять. Затем термин «оружие» также используется в отношении семенного слога. Этот слог подобен оружию, которое уничтожает «я». А то, что он оставляет на своем месте, — это мудрость изначального осознавания. Таким образом, текст гласит: «В месте жизни мудрость яро восстает»; здесь термин «жизнь» относится к «я» или к цеплянию за себя, которые были уничтожены чёрно-синим оружием, и на их месте возникает изначальное осознавание.

Слог ХУМ способен рассекать и рассеивать любые мысли и эмоции, возникающие в уме. Обычно, когда мы не овладели живостью ригпа, мы порождаем одну мысль за другой и следуем за мыслями по бесконечной цепочке. Но когда мы позволяем семенному слогу рассеивать возникающие мысли, мы овладеваем живостью ригпа. И тогда, сколько бы мыслей ни возникало, они не причиняют нам никакого вреда; ум осознаётся как недвойственный союз ясности и пустоты. Он необъятен, как простор неба. И в этом состоянии «я» и «другой» осознаются как нераздельные. Это и есть то, что подразумевается под Килой Всепроникающей Мудрости. Точно так же, медитируя на слог ХУМ, человек понимает, что все явления недвойственны. Таков внутренний смысл Махамудры, Дзогчена и Мадхьямаки, распространяемых в соответствии с текстовой и учёной традицией. И это также известно как естественное состояние ума.»
—Кьябдже Гарчен Ринпоче
Учения Гарчена Ринпоче Ваджракила Йога божества