Блог

Происхождение тантр Ваджракилы

Из учений кхенпо Намдрола

Существует два объяснения об источнике тантр Ваджракилы в нашем мире, в соответствии с подразделением колесницы Махайоги, к которой Ваджракила принадлежит, в соответствии с традицией Тантр или Гьюде и в соответствии с традицией выполнения или садхан или Друбде.

В соответствии с традицией Тантр


Источник тантр Пурбы в этом мире включает три фактора:

1) исходная прямая передача Победоносных от ума-к-уму или от сердца-к-сердцу;
2) символическая передача Видьядхар;
3) и, наконец, устная передача йогинов.

Линия прямой передачи начинается с дхармакаи Самантабхадры. Ког­да Самантабхадра проявился в Теле Формы или рупакае, он стал «Самантабхадрой, учителем шестого семейства», проникающим во все остальные пять семейств. Это «проявление» — на самом деле, ни что иное как само­проявление Будды в чистой земле Акаништха. Его окружение возникло раздельно в виде пяти будд яб-юм и бодхиситтв, но с абсолютной точки зрения они продолжали оставаться одним единственным умом Будды. По этой причине, когда Самантабхадра, учитель шестого семейства преподает Дхарму своему окружению, это происходит без посредства слов или зву­ков. Вместо этого учитель и окружение просто пребывают вместе в едином просветленном устремлении без малейшего разделения и это называется «преподание Дхармы». Содержание этих учений — исключительно непревзойденная тайная мантра и никогда — сутры или низшие тантры. Окружение — бодхисаттвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и пять будд самбхогакаи — с некоторой точки зрения появились и суще­ствуют отдельно от учителя. И все же они так проявляются лишь на время, для получения Дхармы, по сути же они — просто выражение про­светленного ума. Из всех непревзойденных тайных мантр 18 тантр Ма­хайоги и 6 400 000 стихов тантр Великого Совершенства преподаны учи­телем Самантабхадрой в Акаништхе именно так.

Восемнадцать тантр Махайоги могут быть соотнесены с просветленны­ми телом, речью, умом, качествами и деяниями Будды. Каждая из этих категорий подразделяется на три, соотносясь с просветленными телом, ре­чью и умом. Так для тела, например, эта триада такова: просветленное тело просветленного тела, просветленное тело просветленной речи и про­светленное тело просветленного ума. И то же самое для других четырех категорий: речи, ума, качеств и деяний. В итоге пятнадцать категорий соотносятся с первыми пятнадцатью тантрами, а оставшиеся три тантры, называемые «основными», также сопоставляются с просветленными телом, речью и умом.

Тантра Ваджракилы относится к категории просветленных деяний и подкатегории просветленного ума. Или, иначе говоря, к просветленным деяниям просветленного ума. Эта тантра называется Видьёттама Тантра и включает в себя сто тысяч разделов, все о Ваджракиле. Знаменитая Гухьягарбха Тантра, с другой стороны, классифицируется как «основная тантра просветленного ума».

Теперь мы обратимся ко второй передаче, к символической передаче Видьядхар. Вообще, бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани ответственны за распространение учений непревзойденных тантр из высшей чистой земли Акаништхи в обычном мире. Учение распростра­нялось как среди людей, так и среди нелюдей.

Манджушри направился в царство богов, учить богов, и, в особенности, божество Дракден Чок Кьёнг. Авалокитешвара — в мир нагов, где он давал учение и, в первую очередь, царю нагов Джекпо Накпо и его окружению. Ваджрапани, в основном, преподавал учения якше Кюнтузангпо вместе с окружением, в царстве якшей. Эта передача осуществлялась исключительно через символы и знаки, а не рассуждения, и в итоге все последователи, в каждом из миров, вместе достигли просветления. Это, вкратце, о том как линия распространялась в нечеловеческих мирах.

В этом мире и для людей и для нелюдей путь распространения был следующий. Через двадцать восемь лет после нирваны Будды Шакьямуни пять святых из пяти классов живых существ собрались на вершине горы Малая с помощью своего волшебства. Иными способами вершину не дос­тигнуть.

Эти пятеро были: царь богов Дракден Чок Кьенг, царь нагов Джокпо, якша Карда Донг, ракшас Лодрё Тапден и человек Дриме Драк-па. Они были опечалены тем, что после нирваны Будды учение пришло в упадок, и поэтому от всего сердца обратились с мольбой к буддам десяти направлений. И тогда все будды пришли в облике Ваджрапани, который возник перед пятью молящимися и передал им все учения прямо из чистой земли Акаништха. Собрав каждую категорию и класс тантр, которые были в Акаништхе, он передал их с помощью символов этим пятерым святым. И тогда Лодрё Тапден записал все эти учения на золотых листах чернилами из ляпис лазури и спрятал это сокровище в пространстве. Семь условий сопровождали это деяние: величественной основой для букв были золотые листы; величественным средством для письма — расплавленная ляпис лазурь; величественным сосудом для содержания — ларец из пяти драго­ценных веществ; величественным укрытием — небо, что за пределами раз­рушения; величественными защитниками — дакини мудрости; величе­ственным повелителем учений — Царь Индрабодхи; и величественными держателями линии были последователи, счастливцы, сумевшие утвердить традицию.

Впоследствии благословение этой традиции и тайного прибежища пря­мо проявилось в третьей линии, линии устной передачи. Она началась, когда Индрабодхи (старший) или Царь Джа, в то время царь Сахора, стал свидетелем чуда — восемнадцать тантр Махайоги спустились на крышу его дворца вместе с полуметровым образом Ваджрапани. Возможно, это были те тантры, которые когда-то записал Лодрё Тапден. В то же время царю приснилось семь очень благоприятных снов. Тогда он обратился с мольбой к образу Ваджрапани и так естественно обрел понимание части из тантр Махайоги, озаглавленной «Часть о созерцании лика Ваджрасаттвы». В итоге он встретил в созерцании Ваджрасаттву и Ваджрасаттва благословил его тело, речь и ум своими просветленными телом, речью и умом, таким образом удостоив его тантрическими передачами.

Царь Индрабодхи даровал эти учения Куккурадже, который передал их Индрабодхи (младшему), тот передал их Симхарадже, который, в свою очередь, передал их принцессе Гомадеви. У каждого из этих мастеров были сотни тысяч последователей, реализовавших полученные учения. Все они без исключения достигли бессмертия: они не оставляли труп, а просто поднявшись в небо уходили прямо в чистую землю видьядхар, так достигая высшего уровня реализации.

Со временем эти учения дошли до великого Кхенпо Падмасамбхавы из Ургьена, необыкновенного мастера Вималамитры и великого мастера Шиламанджу, каждый из которых получил и передал все восемнадцать классов тантр Махайоги. Согласно Джамгону Конгтрулу, Падмасамбхава также получил эти учения непосредственно от самого царя Джа. Все эти мастера были едины с умом мудрости йидама, в сущности объединения пространства и мудрости, достигнув таким образом уровня видьядхары.

Теперь, помня об этих трех линиях, если мы рассмотрим только тантры Ваджракилы, то, в соответствии с учением Лобпёна Ланглаба, существует тридцать семь самодостаточных томов из цикла Пурбы и шестнадцать более сжатых, коротких тома. Под «самодостаточным» здесь подразумева­ется, что эти тантры полностью содержат все необходимое, так что нет нужды обращаться к каким-либо иным тантрическим источникам. Тантры Махайоги бесчисленны и собрание из восемнадцати тантр — это лишь то, что в основном передавалось в нашем мире. Из этого обширного собра­ния тантр Махайоги Ваджракила, как мы уже говорили, относится к циклу просветленных деяний.

Гуру Падмасамбхава был главным держателем линии этой Тантры Ваджракилы, со всеми ее тантрами, лунгами и наставлениями. С точки зре­ния абсолютной истины Великий Ваджра Гуру Падмасамбхава — изна­чально совершенно просветлен и неразделен с Ваджракилой. Однако, чтобы явить пример обучения для живых существ, он практиковал Ваджракилу; встретился с йидамом лицом к липу; получил учения Тантры Ваджракилайи от самого божества и введение в пространство и мудрость посредством просветленного ума Ваджракилайи; и в итоге пришел к бес­препятственному знанию всего познаваемого.

Таким образом он получил полную передачу Ваджракилы непосредственно от самого Ваджраки­лы. Однако, чтобы поддержать постепенную передачу линии, он также получил посвящение и передачу от ваджрного мастера Прабхахасти.

Гуру Падмасамбхава был приглашен в Тибет царем Трисонгом Деценом, и уже по дороге в центральный Тибет он был вынужден, тут и там, прояв­ляться как Ваджракила, чтобы усмирить непокорных местных богов и демонов и связать их клятвой. Он вынудил их в дальнейшем способство­вать распространению Дхармы в Тибете. По прибытии в центральный Тибет он благословил место, где царь пытался построить первый буддий­ский монастырь. В итоге монастырь Самье был построен. Первые на­ставления, которые он дал своим двадцати пяти сердечным ученикам, были учениями непревзойдённой тайной мантраяны о практике Ваджракилы, чтобы наделить их возможностью удалить препятствия в их практике Будда дхармы. Одним он дал сокращенные учения, другим — более об­ширные, но все касались практики Ваджракилы.

Теперь о том, как появились три традиции исходящие из наставлений по Ваджракиле, переданных Падмасамбхавой. Это «Традиция Царя» (Трисонг Децен), «Традиция Джомо» (Еше Цогьял, тибетская супруга Падмасамбхавы) и «Традиция Нанама» (Нанам Дордже Дуджом, один из двад­цати пяти сердечных учеников). Имена традиций соотносятся с теми, через кого Падмасамбхава передал особое учение Ваджракилы. Если мы сопо­ставим эти три традиции с терма, в которых они были впоследствии обна­ружены в Тибете, то «Традиция Царя» была обнаружена Джигме Лингпой в его терма Ваджракилы. «Традиция Джомо» была обнаружена в терма, спрятанном Еше Цогьял и позднее найденном Ратна Лингпой. И наконец, терма Ваджракилы, обнаруженное тертоном Лерабом Лингпа, принадле­жит к «Традиции Нанама». Оно было спрятано Нанамом Дордже Дуджомом, который позже родился как Лераб Лингпа и открыл его. Также и Гур Кхукма — терма Ваджракилы Кхенпо Джигме Пунцога (корен­ного ламы автора) принадлежит к этой традиции Нанама Дордже Дуджома. Вот как эти три традиции, исполненные силой и относящиеся к линии терма, произошли из учений Ваджракилы, дарованных Падмасамбхавой в Тибете. Как терма они были сокрыты, чтобы позднее быть обретенными тертонами, в подходящее время и в соответствии с указаниями, данными в предсказаниях.

На этом закончено перечисление источников тантр Ваджракилы в этом мире в соответствии с традицией Тантр.

В соответствии с традицией Садхан


В чистой земле Акаништхе изначальный Будда Самантабхадра про­явился как восемь нераздельных с ним Учителей-Херук. Они обучали учениям садхан Кагье совершенно чистое окружение, будд и бодхисаттв, неотличных от них самих, посредством «ваджрных слов», то есть посред­ством ума мудрости, что за пределами любых слов. Хранитель тайн, изве­стный как Ваджрадхарма, собрал все эти просветленные учения и чудес­ным образом записал их, поместив затем в драгоценную шкатулку, которую он поместил в Ступу Дече Цекпа. Вместе с великой дакиней Лейки Вангмо и океаном других дакини они сокрыли сокровище внутри пустой ступы (находящейся сейчас в Индии) и сами дакини были назначены его охра­нительницами.

В последствии восемь великих ваджрных мастеров — Хумкара, Манджушримитра, Нагарджуна, Падмасамбхава, Дханасамскрита, Вималамитра, Рамбугухья, Шантигарбха — все собрались в надлежащее время в ужаса­ющей кладбищенской земле, называемой Прохладная Роща, и все вместе пребывали в однонаправленной медитации. Вследствие этого драгоцен­ные шкатулки в ступе, содержащие передачи восьми Херук, стали испус­кать лучи света, и бесчисленные радуги и другие благоприятные знаки предстали перед собравшимися мастерами. И тогда, благодаря их ясности, им стали видны дакини и могущественные духи, ходившие вокруг ступы и охраняющие сокровища. Мастера поняли, что все это указывает на то, что в ступе находятся наставления, которые могут опустошить весь мир мо­щью гневных мантр или даровать достижения всех мирских целей и пол­ного просветления. Благодаря своей мудрости они поняли, что пришло время поднести священные субстанции, такие как торма, ракта и целебные вещества и т.д. духам и дакиням и связать их клятвой, чтобы сделать их подвластными учениям. Так проявились дакини и спросили, что они должны исполнить. В ответ ваджрные мастера приказали принести драго­ценные шкатулки из великой ступы и вручить им. Первая шкатулка была из серебра и содержала все учения Тантры проявления просветленного ума — Янгдаг Херуки, и ее дакини вручили ваджрному мастеру Хумкаре. Затем они принесли железную шкатулку со всеми учениями Тантры про­явления просветленного тела — Манджушри, и дали ее Манджушримитре. Медная шкатулка, содержащая учения Тантры проявления просветленной речи — Падмы, была дана Нагарджуне. Бирюзовая шкатулка содержала учения Тантры Пурбы — Ваджракилы, ее вручили Падмасамбхаве. Золотую шкатулку, содержащую учения Чемчок Херуки, дали Вималамитре. Шкатулка из рога носорога, содержащая наставления по выполнению учений Тантры Мамо, была дана Дханасамскрите. Агатовую шкатулку с учениями Тантры Подношения и Восхваления Мирских Бо­гов вручили Рамбугухье. И наконец шкатулку из камня зи, содержащую учения Тантры Гневных Мантр, извлекли и дали Шантигарбхе. Была еще одна, дополнительная шкатулка, сделанная из пяти различных драгоцен­ных материалов и усыпанная драгоценными камнями, в которой было восемь подразделений, соответствующих восьми Кагье. В отличии от дру­гих учений, посвящавшихся одному божеству, эти учения были для объе­диненной практики всех восьми одновременно. Эта шкатулка не была вручена кому-то одному из восьми ваджрных мастеров, а была положена в центре их крута. Произошедшие из нее учения называются Кагье Дешек Дюпа — Собрание Сугат Кагье.

Когда каждый из ваджрных мастеров получил предназначенную для него шкатулку, они открыли их и извлекли соответствующие учения. Однако никто из них не смог открыть последнюю шкатулку, содержащую Кагье Дешек Дюпа, поэтому в течение семи дней они, пребывая в медита­тивном равновесии, однонаправленно молились дакиням, прося о помощи. В итоге, когда минуло семь дней, печать на последней шкатулке сломалась и шкатулка сама собой открылась. Вот как они смогли извлечь учения Кагье Дешек Дюпа.

В другом изложении говорится, что, так как восемь ваджрных мастеров не смогли открыть эту шкатулку, то вновь положили ее внутрь ступы Дече Цекпа и запечатали там. Позже Гуру Падмасамбхава вернулся извлечь и открыть ее. Когда он извлек Кагье Дешек Дюпа из шкатулки, дакини, охраняющие это сокровище, просили Падмасамбхаву практиковать эти учения и передавать их другим. Согласно еще одной версии учения Ваджракилы были унесены дакинями и переданы в руки ваджрному мастеру Прабхахасти, который позже передал их Падмасамбхаве. Как бы там ни было, шкатулка из пяти драгоценных материалов была передана дакиня­ми непосредственно Ваджра Гуру Падмасамбхаве.

Это завершение объяснения того, как тантры Ваджракилы появились в нашем мире. В Тибете Ваджракилы практикуется всеми школами — Нингма, Кагью, Сакья и Гелуг — но тантры и линии Ваджракилы проис­ходят исключительно из традиции Нингма.
Ваджракила