Из учений кхенпо Намдрола
Существует два объяснения об источнике тантр Ваджракилы в нашем мире, в соответствии с подразделением колесницы Махайоги, к которой Ваджракила принадлежит, в соответствии с традицией Тантр или Гьюде и в соответствии с традицией выполнения или садхан или Друбде.
В соответствии с традицией Тантр
Источник тантр Пурбы в этом мире включает три фактора:
1) исходная прямая передача Победоносных от ума-к-уму или от сердца-к-сердцу;
2) символическая передача Видьядхар;
3) и, наконец, устная передача йогинов.
Линия прямой передачи начинается с дхармакаи Самантабхадры. Когда Самантабхадра проявился в Теле Формы или рупакае, он стал «Самантабхадрой, учителем шестого семейства», проникающим во все остальные пять семейств. Это «проявление» — на самом деле, ни что иное как самопроявление Будды в чистой земле Акаништха. Его окружение возникло раздельно в виде пяти будд яб-юм и бодхиситтв, но с абсолютной точки зрения они продолжали оставаться одним единственным умом Будды. По этой причине, когда Самантабхадра, учитель шестого семейства преподает Дхарму своему окружению, это происходит без посредства слов или звуков. Вместо этого учитель и окружение просто пребывают вместе в едином просветленном устремлении без малейшего разделения и это называется «преподание Дхармы». Содержание этих учений — исключительно непревзойденная тайная мантра и никогда — сутры или низшие тантры. Окружение — бодхисаттвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и пять будд самбхогакаи — с некоторой точки зрения появились и существуют отдельно от учителя. И все же они так проявляются лишь на время, для получения Дхармы, по сути же они — просто выражение просветленного ума. Из всех непревзойденных тайных мантр 18 тантр Махайоги и 6 400 000 стихов тантр Великого Совершенства преподаны учителем Самантабхадрой в Акаништхе именно так.
Восемнадцать тантр Махайоги могут быть соотнесены с просветленными телом, речью, умом, качествами и деяниями Будды. Каждая из этих категорий подразделяется на три, соотносясь с просветленными телом, речью и умом. Так для тела, например, эта триада такова: просветленное тело просветленного тела, просветленное тело просветленной речи и просветленное тело просветленного ума. И то же самое для других четырех категорий: речи, ума, качеств и деяний. В итоге пятнадцать категорий соотносятся с первыми пятнадцатью тантрами, а оставшиеся три тантры, называемые «основными», также сопоставляются с просветленными телом, речью и умом.
Тантра Ваджракилы относится к категории просветленных деяний и подкатегории просветленного ума. Или, иначе говоря, к просветленным деяниям просветленного ума. Эта тантра называется Видьёттама Тантра и включает в себя сто тысяч разделов, все о Ваджракиле. Знаменитая Гухьягарбха Тантра, с другой стороны, классифицируется как «основная тантра просветленного ума».
Теперь мы обратимся ко второй передаче, к символической передаче Видьядхар. Вообще, бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани ответственны за распространение учений непревзойденных тантр из высшей чистой земли Акаништхи в обычном мире. Учение распространялось как среди людей, так и среди нелюдей.
Манджушри направился в царство богов, учить богов, и, в особенности, божество Дракден Чок Кьёнг. Авалокитешвара — в мир нагов, где он давал учение и, в первую очередь, царю нагов Джекпо Накпо и его окружению. Ваджрапани, в основном, преподавал учения якше Кюнтузангпо вместе с окружением, в царстве якшей. Эта передача осуществлялась исключительно через символы и знаки, а не рассуждения, и в итоге все последователи, в каждом из миров, вместе достигли просветления. Это, вкратце, о том как линия распространялась в нечеловеческих мирах.
В этом мире и для людей и для нелюдей путь распространения был следующий. Через двадцать восемь лет после нирваны Будды Шакьямуни пять святых из пяти классов живых существ собрались на вершине горы Малая с помощью своего волшебства. Иными способами вершину не достигнуть.
Эти пятеро были: царь богов Дракден Чок Кьенг, царь нагов Джокпо, якша Карда Донг, ракшас Лодрё Тапден и человек Дриме Драк-па. Они были опечалены тем, что после нирваны Будды учение пришло в упадок, и поэтому от всего сердца обратились с мольбой к буддам десяти направлений. И тогда все будды пришли в облике Ваджрапани, который возник перед пятью молящимися и передал им все учения прямо из чистой земли Акаништха. Собрав каждую категорию и класс тантр, которые были в Акаништхе, он передал их с помощью символов этим пятерым святым. И тогда Лодрё Тапден записал все эти учения на золотых листах чернилами из ляпис лазури и спрятал это сокровище в пространстве. Семь условий сопровождали это деяние: величественной основой для букв были золотые листы; величественным средством для письма — расплавленная ляпис лазурь; величественным сосудом для содержания — ларец из пяти драгоценных веществ; величественным укрытием — небо, что за пределами разрушения; величественными защитниками — дакини мудрости; величественным повелителем учений — Царь Индрабодхи; и величественными держателями линии были последователи, счастливцы, сумевшие утвердить традицию.
Впоследствии благословение этой традиции и тайного прибежища прямо проявилось в третьей линии, линии устной передачи. Она началась, когда Индрабодхи (старший) или Царь Джа, в то время царь Сахора, стал свидетелем чуда — восемнадцать тантр Махайоги спустились на крышу его дворца вместе с полуметровым образом Ваджрапани. Возможно, это были те тантры, которые когда-то записал Лодрё Тапден. В то же время царю приснилось семь очень благоприятных снов. Тогда он обратился с мольбой к образу Ваджрапани и так естественно обрел понимание части из тантр Махайоги, озаглавленной «Часть о созерцании лика Ваджрасаттвы». В итоге он встретил в созерцании Ваджрасаттву и Ваджрасаттва благословил его тело, речь и ум своими просветленными телом, речью и умом, таким образом удостоив его тантрическими передачами.
Царь Индрабодхи даровал эти учения Куккурадже, который передал их Индрабодхи (младшему), тот передал их Симхарадже, который, в свою очередь, передал их принцессе Гомадеви. У каждого из этих мастеров были сотни тысяч последователей, реализовавших полученные учения. Все они без исключения достигли бессмертия: они не оставляли труп, а просто поднявшись в небо уходили прямо в чистую землю видьядхар, так достигая высшего уровня реализации.
Со временем эти учения дошли до великого Кхенпо Падмасамбхавы из Ургьена, необыкновенного мастера Вималамитры и великого мастера Шиламанджу, каждый из которых получил и передал все восемнадцать классов тантр Махайоги. Согласно Джамгону Конгтрулу, Падмасамбхава также получил эти учения непосредственно от самого царя Джа. Все эти мастера были едины с умом мудрости йидама, в сущности объединения пространства и мудрости, достигнув таким образом уровня видьядхары.
Теперь, помня об этих трех линиях, если мы рассмотрим только тантры Ваджракилы, то, в соответствии с учением Лобпёна Ланглаба, существует тридцать семь самодостаточных томов из цикла Пурбы и шестнадцать более сжатых, коротких тома. Под «самодостаточным» здесь подразумевается, что эти тантры полностью содержат все необходимое, так что нет нужды обращаться к каким-либо иным тантрическим источникам. Тантры Махайоги бесчисленны и собрание из восемнадцати тантр — это лишь то, что в основном передавалось в нашем мире. Из этого обширного собрания тантр Махайоги Ваджракила, как мы уже говорили, относится к циклу просветленных деяний.
Гуру Падмасамбхава был главным держателем линии этой Тантры Ваджракилы, со всеми ее тантрами, лунгами и наставлениями. С точки зрения абсолютной истины Великий Ваджра Гуру Падмасамбхава — изначально совершенно просветлен и неразделен с Ваджракилой. Однако, чтобы явить пример обучения для живых существ, он практиковал Ваджракилу; встретился с йидамом лицом к липу; получил учения Тантры Ваджракилайи от самого божества и введение в пространство и мудрость посредством просветленного ума Ваджракилайи; и в итоге пришел к беспрепятственному знанию всего познаваемого.
Таким образом он получил полную передачу Ваджракилы непосредственно от самого Ваджракилы. Однако, чтобы поддержать постепенную передачу линии, он также получил посвящение и передачу от ваджрного мастера Прабхахасти.
Гуру Падмасамбхава был приглашен в Тибет царем Трисонгом Деценом, и уже по дороге в центральный Тибет он был вынужден, тут и там, проявляться как Ваджракила, чтобы усмирить непокорных местных богов и демонов и связать их клятвой. Он вынудил их в дальнейшем способствовать распространению Дхармы в Тибете. По прибытии в центральный Тибет он благословил место, где царь пытался построить первый буддийский монастырь. В итоге монастырь Самье был построен. Первые наставления, которые он дал своим двадцати пяти сердечным ученикам, были учениями непревзойдённой тайной мантраяны о практике Ваджракилы, чтобы наделить их возможностью удалить препятствия в их практике Будда дхармы. Одним он дал сокращенные учения, другим — более обширные, но все касались практики Ваджракилы.
Теперь о том, как появились три традиции исходящие из наставлений по Ваджракиле, переданных Падмасамбхавой. Это «Традиция Царя» (Трисонг Децен), «Традиция Джомо» (Еше Цогьял, тибетская супруга Падмасамбхавы) и «Традиция Нанама» (Нанам Дордже Дуджом, один из двадцати пяти сердечных учеников). Имена традиций соотносятся с теми, через кого Падмасамбхава передал особое учение Ваджракилы. Если мы сопоставим эти три традиции с терма, в которых они были впоследствии обнаружены в Тибете, то «Традиция Царя» была обнаружена Джигме Лингпой в его терма Ваджракилы. «Традиция Джомо» была обнаружена в терма, спрятанном Еше Цогьял и позднее найденном Ратна Лингпой. И наконец, терма Ваджракилы, обнаруженное тертоном Лерабом Лингпа, принадлежит к «Традиции Нанама». Оно было спрятано Нанамом Дордже Дуджомом, который позже родился как Лераб Лингпа и открыл его. Также и Гур Кхукма — терма Ваджракилы Кхенпо Джигме Пунцога (коренного ламы автора) принадлежит к этой традиции Нанама Дордже Дуджома. Вот как эти три традиции, исполненные силой и относящиеся к линии терма, произошли из учений Ваджракилы, дарованных Падмасамбхавой в Тибете. Как терма они были сокрыты, чтобы позднее быть обретенными тертонами, в подходящее время и в соответствии с указаниями, данными в предсказаниях.
На этом закончено перечисление источников тантр Ваджракилы в этом мире в соответствии с традицией Тантр.
В соответствии с традицией Садхан
В чистой земле Акаништхе изначальный Будда Самантабхадра проявился как восемь нераздельных с ним Учителей-Херук. Они обучали учениям садхан Кагье совершенно чистое окружение, будд и бодхисаттв, неотличных от них самих, посредством «ваджрных слов», то есть посредством ума мудрости, что за пределами любых слов. Хранитель тайн, известный как Ваджрадхарма, собрал все эти просветленные учения и чудесным образом записал их, поместив затем в драгоценную шкатулку, которую он поместил в Ступу Дече Цекпа. Вместе с великой дакиней Лейки Вангмо и океаном других дакини они сокрыли сокровище внутри пустой ступы (находящейся сейчас в Индии) и сами дакини были назначены его охранительницами.
В последствии восемь великих ваджрных мастеров — Хумкара, Манджушримитра, Нагарджуна, Падмасамбхава, Дханасамскрита, Вималамитра, Рамбугухья, Шантигарбха — все собрались в надлежащее время в ужасающей кладбищенской земле, называемой Прохладная Роща, и все вместе пребывали в однонаправленной медитации. Вследствие этого драгоценные шкатулки в ступе, содержащие передачи восьми Херук, стали испускать лучи света, и бесчисленные радуги и другие благоприятные знаки предстали перед собравшимися мастерами. И тогда, благодаря их ясности, им стали видны дакини и могущественные духи, ходившие вокруг ступы и охраняющие сокровища. Мастера поняли, что все это указывает на то, что в ступе находятся наставления, которые могут опустошить весь мир мощью гневных мантр или даровать достижения всех мирских целей и полного просветления. Благодаря своей мудрости они поняли, что пришло время поднести священные субстанции, такие как торма, ракта и целебные вещества и т.д. духам и дакиням и связать их клятвой, чтобы сделать их подвластными учениям. Так проявились дакини и спросили, что они должны исполнить. В ответ ваджрные мастера приказали принести драгоценные шкатулки из великой ступы и вручить им. Первая шкатулка была из серебра и содержала все учения Тантры проявления просветленного ума — Янгдаг Херуки, и ее дакини вручили ваджрному мастеру Хумкаре. Затем они принесли железную шкатулку со всеми учениями Тантры проявления просветленного тела — Манджушри, и дали ее Манджушримитре. Медная шкатулка, содержащая учения Тантры проявления просветленной речи — Падмы, была дана Нагарджуне. Бирюзовая шкатулка содержала учения Тантры Пурбы — Ваджракилы, ее вручили Падмасамбхаве. Золотую шкатулку, содержащую учения Чемчок Херуки, дали Вималамитре. Шкатулка из рога носорога, содержащая наставления по выполнению учений Тантры Мамо, была дана Дханасамскрите. Агатовую шкатулку с учениями Тантры Подношения и Восхваления Мирских Богов вручили Рамбугухье. И наконец шкатулку из камня зи, содержащую учения Тантры Гневных Мантр, извлекли и дали Шантигарбхе. Была еще одна, дополнительная шкатулка, сделанная из пяти различных драгоценных материалов и усыпанная драгоценными камнями, в которой было восемь подразделений, соответствующих восьми Кагье. В отличии от других учений, посвящавшихся одному божеству, эти учения были для объединенной практики всех восьми одновременно. Эта шкатулка не была вручена кому-то одному из восьми ваджрных мастеров, а была положена в центре их крута. Произошедшие из нее учения называются Кагье Дешек Дюпа — Собрание Сугат Кагье.
Когда каждый из ваджрных мастеров получил предназначенную для него шкатулку, они открыли их и извлекли соответствующие учения. Однако никто из них не смог открыть последнюю шкатулку, содержащую Кагье Дешек Дюпа, поэтому в течение семи дней они, пребывая в медитативном равновесии, однонаправленно молились дакиням, прося о помощи. В итоге, когда минуло семь дней, печать на последней шкатулке сломалась и шкатулка сама собой открылась. Вот как они смогли извлечь учения Кагье Дешек Дюпа.
В другом изложении говорится, что, так как восемь ваджрных мастеров не смогли открыть эту шкатулку, то вновь положили ее внутрь ступы Дече Цекпа и запечатали там. Позже Гуру Падмасамбхава вернулся извлечь и открыть ее. Когда он извлек Кагье Дешек Дюпа из шкатулки, дакини, охраняющие это сокровище, просили Падмасамбхаву практиковать эти учения и передавать их другим. Согласно еще одной версии учения Ваджракилы были унесены дакинями и переданы в руки ваджрному мастеру Прабхахасти, который позже передал их Падмасамбхаве. Как бы там ни было, шкатулка из пяти драгоценных материалов была передана дакинями непосредственно Ваджра Гуру Падмасамбхаве.
Это завершение объяснения того, как тантры Ваджракилы появились в нашем мире. В Тибете Ваджракилы практикуется всеми школами — Нингма, Кагью, Сакья и Гелуг — но тантры и линии Ваджракилы происходят исключительно из традиции Нингма.